Материал раздела Основной

Как оценить и повысить рентабельность продаж

Борис и Василий открыли компании по продаже кормов. Оба каждый месяц получают по 5 млн руб. прибыли, только вот у Бориса выручка 10 млн руб., а у Василия — 20 млн руб. Почему Василий радуется напрасно, объясняет Нина Калашникова, CFO «Нескучных финансов»

У предпринимателей из нашего примера одинаковый бизнес — они продают один и тот же корм одной и той же целевой аудитории. Однако у Бориса чистой прибылью становятся 50% выручки, а у Василия — лишь 25%. Доля выручки, которая превращается в чистую прибыль, — это и есть эффективность бизнеса или рентабельность продаж.

Чем выше в бизнесе рентабельность продаж, тем эффективнее он работает. Василию, чтобы получить ровно такой же результат по рентабельности, как у Бориса, нужно прилагать в два раза больше усилий: размещать больше рекламы, звонить большему числу клиентов, больше платить сотрудникам. А Борис получает ту же самую прибыль, но работает в два раза меньше.

Чтобы понимать, насколько эффективно работает бизнес, оценивать результат и корректировать свои действия, как раз и считают рентабельность продаж.

Оцениваем рентабельность продаж

Рентабельность продаж рассчитывается по простой формуле:

(прибыль от продаж / выручка за то же время) * 100%, где

прибыль от продаж = выручка — расходы на работу компании за тот же период по конкретному направлению.

Например, у Бориса такие показатели:

  • выручка за июнь — 10 млн руб.;
  • прибыль за июнь — 5 млн руб.;

Тогда расчет рентабельности продаж будет таким:

(5 млн руб. / 10 млн руб.) * 100% = 50%

Результат расчета указывает на то, что 50% выручки Бориса превращаются в прибыль. Но сама по себе  эта цифра мало что объясняет. Нужно смотреть глубже.

Анализируем эффективность бизнеса

Рентабельность продаж — это результативность компании. И ее можно анализировать тремя способами.

1. Посмотреть, окупаются ли расходы.