Материал раздела Основной

Как российские маркетплейсы обретают независимость от зарубежного ПО

Санкции подтолкнули игроков российского e-commerce к созданию независимой от внешних поставщиков инфраструктуры. На перестройку потребуется год-полтора. Лео Шевченко, эксперт по работе с маркетплейсами, рассказал, какие проблемы рынку предстоит решить

Весной почти все российские торговые площадки столкнулись с проблемой перехода на отечественный софт. Конечно, наши маркетплейсы не полностью зависимы от иностранного ПО — интернет-ретейлеры никогда не стремились закупать иностранные разработки, потому что за рубежом практически не создавали продукты, которые подходили бы под специфику российского рынка.

Но есть другая проблема — инфраструктура.

Если торговые офлайн-сети сегодня испытывают дефицит софта, но при этом у них все в порядке с хранением данных, потому что они заранее создали собственные серверы, то у маркетплейсов наоборот — данные хранились, как правило, на серверах в Европе. С введением санкций технологически сложные и невероятно нагруженные системы интернет-площадок оказались без интеграционных сервисов, которые обеспечивали оптимизацию кодов или библиотеки кодов.

Мастерская без инструментов

Маркетплейс — это четырехуровневая экосистема. Она состоит из управляющей части MMS, личных кабинетов продавцов, веб-витрины и гигантского блока интеграционных систем, которые обеспечивают взаимодействие трех предыдущих составляющих.

Чем больше интернет-площадка, тем сложнее и запутанней система интеграций, обмена данных, поэтому софт здесь можно сравнить с комплектом деталей в конструкторе, разработчиков — с мастерами по сборке, а интеграционные элементы — с инструментами.

Сегодня e-commerce оказался в ситуации, когда есть отличные мастера и детали, но нет не только инструментов, чтобы собрать конструктор, но и помещения, где можно было бы его хранить в готовом виде.