Материал раздела Основной
Антон Самоха

Вызвали на допрос: эти 7 ошибок могут создать проблемы владельцам бизнеса

Более 70% дел против предпринимателей возбуждают из-за их конфликта с контрагентами или из-за личного интереса следователей. Причина — оплошности самих предпринимателей. Антон Самоха (сервис проверки контрагентов Rusprofile) разбирает основные из них
Фото: Michelle Shephard-Pool / Getty Images
Фото: Michelle Shephard-Pool / Getty Images

В каких случаях вызов несет реальную угрозу бизнесу или его владельцу

1. Налоговая инспекция

Сотрудники ФНС проводят беседу или допрос — в зависимости от ситуации. Если они хотят получить разъяснения о деятельности компании, то вызывают на беседу (ст.31 НК РФ), если получить информацию от конкретного лица — на допрос (ст.90 НК РФ). Как правило, поводом для вызова на беседу становятся подозрения в некорректном исчислении или уплате налогов.

Например, ФНС запросила выписку по банковскому счету налогоплательщика и установила, что расходы на несколько десятков тысяч рублей меньше, чем указано в декларации за предыдущий год. В этом случае налоговики могут предложить любому представителю компании явиться на беседу с документами, подтверждающими расходы. Как правило, такие вызовы заканчиваются начислениями неуплаченных налогов, штрафов и пени или административными штрафами. Если в повестке написано, что вызов происходит для допроса, то стоит относиться к этому с большей степенью серьезности, поскольку речь может идти о подозрениях в налоговом преступлении (ст.198-199.4 УК РФ).

2. Следственный комитет (СК)

Звонок или повестка из СК свидетельствуют о том, что уголовное дело с высокой степенью вероятности уже возбуждено и сотрудников фирмы вызывают для допроса. Поводом для возбуждения дела могут послужить результаты проверки как налоговиков, так и сотрудников полиции.

3. МВД

В Уголовном кодексе РФ есть статьи, по которым вы легко можете стать объектом полицейской проверки или оперативно-разыскных мероприятий, даже если не сделали ничего противозаконного.

В моей адвокатской практике был случай: директор фабрики по изготовлению дверей выставил на продажу продукцию, которая напоминала продукцию известного бренда. Конкуренты написали заявление в полицию, и директора вызвали в отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Ему пришлось объяснять, что он не занимался плагиатом и не нарушал ничьих авторских прав. И хотя через месяц было получено экспертное заключение, которое оказалось в его пользу, давление за время трех посещений кабинета оперативника было достаточно жесткое.