Материал раздела Основной

Лоббисты, враги Обамы, корпоративные диктаторы: история братьев Кох

Нарушали закон, выгнали брата из семейного бизнеса, стали крупнейшими спонсорами Республиканской партии: Чарльз и Дэвид Кох смогли превратить Koch Industries во вторую по величине частную компанию США, однако использовали для этого неоднозначные методы
Чарльз Кох
Чарльз Кох (Фото: Wikimedia)

«Огромная компания, про которую вы никогда не слышали» — нередко именно так характеризуют многопрофильный конгломерат Koch Industries, изначально занимавшийся нефтепереработкой. Сейчас он является второй по величине частной компанией США после Cargill. Своим успехом компания обязана сыновьям основателя, Чарльзу и Дэвиду Кохам: под их управлением Koch Industries проделала путь от фирмы с годовым объемом продаж $250 млн до корпоративного гиганта с выручкой $115 млрд (данные за 2020 год).

Но прославились они не только этим: Чарльз и Дэвид нередко прибегали к сомнительным методам ведения дел, более 20 лет боролись за корпоративный контроль с двумя другими братьями и обрели славу чрезвычайно влиятельных теневых игроков в американской политике.

Дэвид Кох
Дэвид Кох (Фото: Chip Somodevilla / Getty Images)

В ежовых рукавицах

На характер и взгляды Чарльза и Дэвида огромное влияние оказал отец, сын голландского эмигранта Фред Кох. Он еще в конце 1920-х разработал установку для более эффективной добычи нефти, однако получил иск за нарушение патентных прав. В 1928 году он поехал в СССР, где помогал строить нефтеперерабатывающие заводы. Оттуда Фред Кох вернулся через несколько лет, затем его предприятие занималось строительством нефтеперерабатывающих предприятий в Германии. В 1940 году он основал компанию Wood River Oil and Refining Company.

Фред Кох, человек жесткий и принципиальный в бизнесе, придерживался того же подхода в воспитании своих четверых сыновей, Фредерика, Чарльза и близнецов Дэвида и Билла. Уже с восьми лет, пока сверстники отдыхали и бездельничали на летних каникулах, братья работали в домашнем хозяйстве (семья жила в городе Уичито, штат Канзас). Они ходили не в частную школу, как отпрыски всех обеспеченных американцев, а в государственную, и их друзья позднее вспоминали, что карманных денег у них было меньше, чем у детей заводских рабочих. «Пустым развлечениям» в доме было не место: так, несмотря на уговоры сыновей, Кох-старший наотрез отказался покупать телевизор. Учеба, спорт и работа были единственными одобряемыми и поощряемыми занятиями, а в старших классах все мальчики отправились в военные академии.