Материал раздела Основной

Совесть задает неудобные вопросы: как управлять финансами в кризис

В кризис первое, что начинает делать бизнес, — резать косты. Это не всегда верно. Оксана Езерская, преподаватель совместной программы MBA от Skillbox и ВШМ СПбГУ, рассказала, какие расходы сейчас действительно нужно сокращать, а во что стоит вкладывать

Применяя кризисную стратегию «резать косты», нужно помнить: есть затраты, отказ от которых может негативно повлиять на весь бизнес. Более того, в какие-то вещи, наоборот, нужно инвестировать — они окупятся и помогут пережить сложный период.

При сокращении костов первым делом страдают операционные расходы. И это оправданно: от некоторых из них можно довольно безболезненно отказаться. Не экономить, сокращая зарплаты и выбивая каникулы у арендодателя, а пересмотреть всю свою операционку и решить, что вам действительно необходимо, а что нет. И здесь не стоит бояться замораживать проекты, которые сейчас невостребованны, запрашивать расшифровку расходов у поставщиков.

Один из главных навыков в финансовых вопросах сейчас — внимательность к нерациональным расходам. Например, у предприятий это чаще всего ремонтный фонд: компании минимизируют бюджет на ремонт, но увеличивают склад запчастей так, что его объем в итоге убивает всю ликвидность.

Второе направление, которое позволяет оптимизировать расходы, а точнее, управлять ими — трансакционные издержки, в первую очередь связанные с коммуникациями внутри компании. Бесконечные совещания, созвоны, переписки — все это отнимает огромное количество времени, и особенно в последние месяцы, когда новости дают нам много нерабочих тем для обсуждения. Эти издержки мы обычно не замечаем, но их влияние на результативность всего бизнеса очень высоко.