Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 28.06.2022, 11:24
Леонид Делицын

Последняя серия. Чем войдет уходящий июнь в историю «Яндекса»

История с выкупом «Яндексом» облигационного займа практически подошла к счастливому концу. Она показала, что запаса оптимизма у инвесторов больше, чем можно было бы ожидать. Что ждет компанию дальше, объясняет Леонид Делицын, аналитик ФГ «Финам»
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

История с облигациями «Яндекса» превратилась в многосерийный триллер. В конце первой декады июня компания сообщила, что договорилась с комитетом держателей конвертируемых облигаций Yandex N.V. о ключевых условиях выкупа. Условия придумали следующие: за каждые $200 тыс. номинальной стоимости облигаций «Яндекс» выплачивал $140 тыс. и 957 акций Yandex N.V. В случае успешного выкупа облигаций не менее чем у 75% их держателей до 30 июня «Яндекс» получал право выкупить остальные в течение месяца. Интрига тут, разумеется, была — акция тогда стоила около 1400 руб. А при делении недостающих $60 тыс. на 957 получается $63, то есть около 3800 руб., если считать доллар по 60 руб. Эта цена в два с половиной раза выше рынка. Предложение «Яндекса» выглядело не очень-то выгодным. С другой стороны — в ноябре стоимость акции составляла 6200 руб.!

Как рассуждали владельцы облигаций? Видимо, они взяли ноябрьскую стоимость акции в 6200 руб., сложили со злополучной 1400 руб., поделили пополам и получили как раз 3800 руб. Значит, если геополитика успокоится и цены отыграют хотя бы половину падения, то потерь не будет. Оказалось, что облигациями владеют оптимисты. Уже через неделю «Яндекс» сообщил, что на такие условия согласились даже 85% держателей облигаций, и пообещал управиться к 24 июня. В третьем сообщении от 20 июня «Яндекс» возвестил, что удалось уговорить уже 93,2% держателей облигаций, и ускорился уже до 22 июня. И наконец, 23 июня компания отрапортовала, что 92,7% погашены и еще 0,5% будут выкуплены и погашены в ближайшие дни.

Наверное, это последняя история, детальное освещение которой имело значимость для компании. В текущей ситуации компании стоит стать «прозрачной» в том смысле, в котором это слово употребляют не экономисты и финансисты, а программисты и специалисты по компьютерным сетям. То есть наблюдателю со стороны вообще не должно быть видно, что там внутри. Пользователю должно казаться, что всё просто, привычно и как раньше, а все кабели, коммутаторы и разъемы должны стать невидимыми. Сидишь дома, нажимаешь на кнопку, и через час курьер приносит суши.

Потому что любая информация о компании сейчас может быть использована против нее. Не успел «Яндекс» потерять в качестве гендиректора по России Тиграна Худавердяна, как под персональные санкции Евросоюза попал основатель компании — Аркадий Волож. Он немедленно покинул совет директоров, пост генерального директора группы компаний и все остальные должности в «Яндексе», но пообещал помогать компании, которую пока удалось уберечь от санкций. В общем-то, может быть, можно и дальше уберегать компанию, отдавая на съедение санкциям новых и новых руководителей.