Материал раздела Основной
Надежда Кугурушева и Юлия Очиртарова

Возьми себя в руки: какие фразы нельзя говорить расстроенному сотруднику

В кризис сотрудники испытывают тревожность, растерянность и другие негативные чувства, которые лишают их мотивации. Как руководителю помочь, применив эмоциональную валидацию, рассказывают Надежда Кугурушева и Юлия Очиртарова (медиаагентство Starlink)
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Когда руководитель замечает, что участник его команды находится в плохом эмоциональном состоянии, то задается вопросами:

  • Стоит ли что-то с этим делать, или со временем пройдет само?
  • Может, человеку просто стоит «взять себя в руки»?
  • Не лучше ли сейчас сводить все спорные ситуации в шутку и не драматизировать?
  • Что и как я могу сделать, чтобы помочь?

Разберем, как стоит и не стоит действовать.

Для начала рассмотрим неэффективные и даже опасные стратегии общения с подчиненными, которые лишь усугубят ситуацию.

Неэффективные стратегии

1. Отстраненность

Если руководитель выбирает стратегию отстраненности и игнорирует негативные состояния сотрудника («само пройдет», «эмоцио дома — рацио в офисе»), то формирует у него ощущение «заброшенности». Человек думает, что руководитель не заинтересован в нем как в личности и не вовлечен в дела команды.

2. Обесценивание

Стратегия обесценивания («возьми себя в руки», «тебе пора в отпуск») или запрета на проявление «неугодных» эмоций может привести к открытому или скрытому конфликту, а в последующем сформировать имидж формального менеджера, относящегося к сотрудникам как к ресурсу.