Материал раздела Основной

Нежелательный дипфейк: можно ли от него защититься — мировая практика

Дипфейки активно используются не только в кино и рекламе. Есть примеры нежелательного применения технологии в политике. Вероятно их появление и в бизнес-конфликтах. О примерах и возможной защите от дипфейков рассказывает Алла Битарова (Delcredere)

Дипфейк — это реалистичная подмена фото-, аудио- и видеоматериалов, созданная с помощью искусственного интеллекта. Благодаря этой технологии можно «оживлять» фотографии, синтезировать голос человека, заменять лица на видео.

Так, недавно российских зрителей удивило появление в продолжении сериала «Диверсант» Владислава Галкина, который умер еще в 2010 году. «Воскресить» заслуженного артиста позволила технология дипфейк. А Кендрик Ламар в своем недавно вышедшем клипе на песню The Heart Part 5 использовал дипфейк для превращения в знаменитостей — Уилла Смита, Джусси Смоллетта, О.Дж. Симпсона, в том числе уже умерших Коби Брайанта и Нипси Хассл. Он использует это, чтобы говорить о различных проблемах от лица тех, в кого превращается. Например, «надев» лицо Смита, он делает отсылку к ситуации, когда во время вручения премии «Оскар» Смит дал пощечину Крису Року за шутку о его жене. Актеры Кэрри Фишер и Питер Кушинг были воскрешены для ролей в различных частях «Звездных войн», а Мэрилин Монро, Брюс Ли и Фред Астер были «возвращены» к жизни, чтобы сниматься в рекламе.

Валентин Пахомов Не верь глазам своим: как бороться с дипфейками в Сети
Маркетинг Статьи SidorinLab
Фото:Chung Sung-Jun / Getty Images

Сегодняшние дипфейки часто неотличимы от реальности. В какой-то момент мы можем оказаться в ситуации, когда никто не будет знать, что реально на самом деле, а что нет. Поэтому активно обсуждается возможность заставить социальные сети фильтровать и помечать такой контент, чтобы пользователи понимали, что перед ними дипфейк. Стоит ожидать, что регулирование дипфейков будет развиваться именно в таком направлении. Facebook (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ) вместе с Microsoft и Amazon уже даже совместно проводили конкурс на лучшую технологию по обнаружению дипфейков. Однако пока даже лучшая технология может обнаруживать их только в 65,18% случаев.

Реалистичность дипфейков вызывает много этических вопросов, например о допустимости «воскрешения» людей. В феврале 2020 года реалити-шоу в Корее под названием «Встреча с тобой» использовало технологии дипфейк и виртуальной реальности, чтобы воссоединить мать с ее мертвой семилетней дочерью. Видео вызвало ожесточенные споры в интернете и выявило этические проблемы использования дипфейков. Помимо этических вопросов, которые поднимают эти технологии, существуют также важные юридические аспекты.

Авторское право против дипфейков