Опубликовано 27.06.2022, 11:35
24 февраля 2022 года — переломная дата для экономики России. Санкции после начала специальной военной операции коснулись сразу всех жизненно важных направлений: крупные банки были отрезаны от западного финансирования, Visa и Mastercard приостановили обслуживание карт российских граждан за границей, сломались логистические цепочки, с российского рынка ушли многие иностранные компании.
Всё новые и новые пакеты санкций нагнетали обстановку в обществе. Панике поддались все слои населения. Только 24 февраля, по данным ЦБ, россияне обналичили около 111 млрд руб. со своих счетов. Следующим шагом стала продажа минусовых инвестиционных активов, позже началась лихорадка вокруг обмена валюты и массовые отъезды из страны. Очевидно, рынок недвижимости тоже не остался в стороне.
В течение месяца наши аналитики наблюдали за ростом инфляции, повышением ключевой ставки ЦБ до 20%. Следствие — значительное снижение продаж на рынке недвижимости. Взаимосвязь очевидна: повышение ключевой ставки повлекло за собой увеличение ставок по всей кредитной линейке продуктов, включая ипотеку. «Сбер» и ВТБ с начала марта повысили ставки по ипотеке на готовое и строящееся жилье до 18,6 и 22,4% соответственно. Минимальные ставки по потребительским кредитам также увеличились с 6,9 до 21,9%.
Если в начале 2022 года семья со средним доходом 150 тыс. руб. в месяц могла позволить себе двухкомнатную квартиру в ближайшем Подмосковье или Новой Москве, то в апреле 2022 года их возможности резко сократились до студии далеко за пределами МКАД. При этом цена «за квадрат» в сегменте эконом и комфорт продолжала расти, все больше ограничивая платежеспособность покупателей. По данным Росреестра, количество выданных ипотечных кредитов сократилось на 35,2% в апреле по сравнению с мартом 2022 года.
Невыгодные условия для приобретения жилья подняли вопрос о дальнейшем сохранении средств вне зависимости от внешних и внутренних экономических факторов. Угроза дефолта подталкивала инвестировать «в бетон» (новостройки), инфляция вынуждала разместить денежные средства в банках под повышенный процент.
В нашей компании количество продаж также сократилось на треть, что стало поводом для глубокого изучения клиентского поведения. Мы провели исследование, в котором приняли участие более 4 тыс. жителей Москвы и Московской области в период с 1 марта по 15 мая 2022 года.