Материал раздела Основной

Как промышленность России переходит к «экономике сопротивления»

После резкого ухудшения бизнес-настроений среди руководителей отечественной промышленности в марте сегодня ситуация более-менее стабилизировалась. Но вряд ли надолго. Уже в октябре-ноябре промышленность войдет в рецессию, что вряд ли добавит оптимизма
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выяснил, как изменились бизнес-настроения руководителей крупных и средних промышленных предприятий России в мае 2022 года по сравнению с мартом.

«Зомби-предприятия надо закрыть»: как промышленность реагирует на санкции
Исследования НИУ ВШЭ
Фото:Bill Pugliano / Getty Images

После мартовского шока и последовавшего ухудшения экономических настроений участников опросов, вызванного больше психологической оценкой вхождения бизнеса в «новую реальность и экономику сопротивления», а также очевидными ожиданиями принципиально новых внешних импортных условий, повышением уровня глобальной и внутренней экономической неопределенности, уже в апреле-мае ситуация стабилизировалась.

Вместе с тем исходя из ретроспективного анализа мнений «директорского корпуса» можно констатировать, что обобщенные бизнес-настроения участников опросов в мае 2022 года практически по всем операционным показателям, характеризующим состояние делового климата на промышленных предприятиях, включая показатели первого ряда «выпуск — спрос — финансовое состояние», выглядели заметно оптимистичнее, чем в эпицентре пандемической атаки, и тем более значительно благоприятнее, чем в период развертывания мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 годов.

Однако по сравнению с последними периодами относительно благоприятной экономической конъюнктуры сегодняшняя динамика итоговых показателей предпринимательских опросов находится на более низком уровне.

Главный результирующий композитный индикатор исследования — индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в добывающей промышленности в мае 2022 года сохранил негативную тенденцию, снизившись на 1 п.п. до (-2%). Ключевым фактором падения индикатора стало ухудшение ожиданий руководителей предприятий относительно динамики выпуска продукции в краткосрочной перспективе.