Материал раздела Основной
Непредвиденные обстоятельства вынуждают российский бизнес спешно переориентироваться на Восток, в особенности на пока что дружественный и открытый нам китайский рынок. Однако выйти на него не так сложно, как найти своего покупателя и прочно закрепиться. И дело здесь не столько в традиционной культуре или менталитете, сколько в бурно меняющихся социально-экономических процессах, определяющих поведение китайских потребителей.
Первая IKEA открылась в Китае в 1998 году: дебютная точка ретейлера площадью 8 тыс. кв. м (в 2003 году была расширена до 33 тыс. кв. м) расположилась в самом густонаселенном городе — Шанхае. Через год такая же IKEA появилась в Пекине, и вплоть до 2005 года компания покоряла местный рынок лишь этими двумя магазинами.
IKEA возлагала на КНР большие надежды: с начала политики реформ и открытости (1978 год) прошло 20 лет, в стране появилось первое поколение китайцев, владеющих недвижимостью (их доля с 1970-х увеличилась с 0 до 70%), которое нуждалось в качественных и доступных товарах для дома.
Несмотря на благоприятные рыночные условия, отсутствие крупных конкурентов и удачный дебют (магазин в Шанхае привлек более 80 тыс. посетителей в день открытия), IKEA совершила ряд ошибок, неверно оценив китайских потребителей. Ретейлер хотел адаптировать в Китае американский формат больших пригородных гипермаркетов, до которых надо добираться на личном автомобиле — недоступная для большинства китайцев роскошь. Не угадали шведы и с ассортиментом — востребованные в США широкие кровати и шкафы попросту не помещались в небольшие китайские квартиры.