Материал раздела Основной
Среди мер, которые призваны сгладить негативное влияние международных экономических санкций, введенных в 2022 году против РФ и бизнеса, мораторий на возбуждение дел о банкротстве прошел практически незамеченным. Действительно, экономическое состояние большинства компаний все же далеко от предбанкротного. Поэтому в понимании руководителей и собственников среднего и малого бизнеса данная мера, что называется, «не про них».
Однако на практике все оказалось гораздо сложнее, и в действительности мораторий затрагивает гораздо бо́льшее число организаций. В частности, под его действие попали практически все компании, которые собираются распределять прибыль и выплачивать дивиденды.
Возможность введения правительством моратория на возбуждение дел о банкротстве предусмотрена ст. 9.1 профильного закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Там же зафиксированы и последствия такого шага со стороны государства. Одно из них — запрет на выплату дивидендов, доходов по долям (паям), а также на распределение прибыли между учредителями (участниками) организации, на которую распространяется мораторий (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 закона № 127-ФЗ).
Если же заглянуть в постановление правительства от 28.03.2022 № 497, которым введен нынешний мораторий, то увидим, что он действует с 1 апреля по 1 октября 2022 года. И распространяется на все организации, кроме застройщиков многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных по состоянию на 1 апреля в единый реестр проблемных объектов.
Получается, что в силу прямого указания в законе № 127-ФЗ все организации, кроме упомянутых застройщиков, в период с 1 апреля по 1 октября не имеют права выплачивать дивиденды или иным образом распределять прибыль между своими участниками (учредителями). При этом ни реальное финансовое состояние компании, ни наличие или отсутствие у нее признаков банкротства значения не имеют. Запрет носит всеобщий характер и исключений не предлагает. Однако абсолютным он все же не является.