Снабженцы сегодня сталкиваются с тремя проблемами: недоступность привычных поставщиков и маршрутов, а также высокая волатильность валют. Анна Бузова директор практики оптимизации закупок, «Технологии доверия» (ТеДо, ранее PwC) — о том, как их решить
56% респондентов не понимают, какая доля их затрат зависит от валютных курсов, показал опрос руководителей служб снабжения из разных секторов экономики, проведенный компанией «Технологии доверия» (ранее PwC в России) в минувшем апреле. Половина из этих опрошенных имеют представление только о прямой зависимости, то есть о сумме контрактов, номинированных в валюте. Поэтому первоочередная задача снабженцев — проанализировать данные о предыдущих закупках. Для этого нужно изучить:
- свои затраты на иностранные товары и комплектующие для них,
- географию поставщиков и объем потребности в их товарах,
- уровни критичности закупок,
- услуги, которые предоставляют альтернативные иностранные компании.
Так вы сможете адекватно оценить риски и, главное, определить дальнейшие стратегии закупок по сегментам. В целом у снабженцев сейчас три основные проблемы.
1. Недоступность поставщиков
Представим, что ваш поставщик ни за какие деньги не желает поставлять товар, следуя указаниям головной организации из недружественной страны. Основное решение этой проблемы — поиск аналогов. Согласно данным нашего опроса, 76% респондентов в первую очередь пытаются найти аналог на российском рынке, но следует мониторить и нейтральные страны. Например, актуальная проблема для российской пищевой промышленности — дефицит модифицированного кукурузного крахмала, который раньше поставлялся к нам из Нидерландов. Эту проблему можно решить четырьмя способами: