Материал раздела Основной

Рынок самозанятости будет расти. Возможно, на него выйдет государство

Каждая восьмая компания сейчас увеличивает наем, каждая пятая — сокращает. Турбулентность перекидывается и на сферу самозанятости — форму, к которой бизнес все охотнее прибегал в последнее время. Денис Кутергин, cооснователь YouDo, — о том, что ее ждет
Фото: George Milton / Pexels
Фото: George Milton / Pexels

Россия прошла большой путь по легализации трудовых отношений, частью которого стало развитие самозанятости. По данным ФНС, число зарегистрированных в этом статусе в мае достигло 4,7 млн человек. В основном это синие воротнички — курьеры, сборщики заказов, комплектовщики и другие. Высококвалифицированных специалистов среди самозанятых ощутимо меньше. В начале 2022 года работодатели платили самозанятым уже на 26% больше, чем в начале 2021 года.

Но наступил непредсказуемый перелом. Недавно мы провели совместный с hh.ru опрос среди самозанятых и выяснили, что больше половины синих воротничков встревожены своей финансовой нестабильностью и положением на рынке.

Самый популярный вопрос сегодня: что будет происходить со спросом на услуги фрилансеров со стороны юридических лиц?

Вернутся ли на рынок труда серые схемы

В апреле 2022 года российские компании столкнулись с падением оборота, с одной стороны, и ростом себестоимости продукции — с другой. Особенно это касается розничной торговли, где временный ажиотаж сменился откатом. Пострадали, в том числе сфера услуг, HoReCa и производство, завязанное на цепочках поставок. Три четверти компаний, согласно данным опроса «Актион Финансы», пошли по пути срезания издержек во всех процессах, включая кадровые; в частности, 40% начали искать более дешевых исполнителей. Почти четверть компаний сократила штат или точно планирует сделать это до конца года, показал опрос HeadHunter. Кроме того, с российского рынка начали массово уходить иностранные игроки. Это привело к высвобождению рабочей силы, поставив в сложное положение ИП и самозанятых. Но есть и встречный, пусть пока не такой заметный тренд — в некоторых сферах, условных бенефициарах снижения конкуренции, наем растет. Рост занятости ожидается среди линейного персонала, продажников и ИТ-специалистов. С начала кризиса 14% компаний уже увеличили штат, 35% собираются сделать это до конца года.

Нестабильная ситуация вызывает немало переживаний: а не вернется ли бизнес к серым схемам и выплатам в конверте. Тренд на обеление экономики был серьезным драйвером развития занятости в стране, однако неизвестно, ждет ли нас теперь регресс. Кроме того, среди трудоспособного населения все больше нарастают тревоги о безработице. Все ли так мрачно, как может показаться на первый взгляд?