Материал раздела Основной

Прорвемся: три залога успеха в стратегическом планировании

Для бизнеса в России наступило время поиска нового: рынков, производств, путей к клиенту. Если не цепляться за старое, то через несколько лет можно повторить успех SPLAT на китайском рынке и «Невы Милк» — на российском. Как к этому прийти — эксперты КПМГ

В основе каждого предприятия лежит стратегия. В современной ситуации неопределенности реализация стратегии/плана может в любой момент оказаться под угрозой из-за неожиданных внешних факторов. Однако совсем отказываться от стратегии на ближайшие три–пять или даже десять лет не нужно: критически важно иметь долгосрочные цели и последовательно наращивать конкурентные преимущества. В то же время на короткой дистанции нужно быть готовым к тому, что ситуация может меняться стремительно и придется перестраиваться.

Поэтому в нынешних условиях правильнее всего перейти к сценарному планированию развития бизнеса и для каждого из возможных сценариев иметь план с горизонтом от трех до 12 месяцев. Может показаться, что существует огромное количество факторов, которые будут влиять на развитие ситуации. Однако, по нашему опыту, их всегда можно агрегировать в три–пять ключевых сценария.

Важно понимать, что сценарные условия — это рамка. Какая картина будет внутри, зависит от владельцев и менеджмента бизнеса. Поэтому даже при планировании деятельности на ближайший год или два нужно видеть возможности, которые появляются.

Мы считаем, что в текущих условиях российским руководителям необходимо актуализировать три ключевых аспекта стратегии:

  1. рыночные сегменты,
  2. география,
  3. элементы цепочки создания конечного продукта, в которых участвует компания.