РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Не все деньги должны работать: как создать в компании резервный фонд

Два кризиса, произошедшие друг за другом, убедили всех сомневающихся в необходимости создания подушки безопасности. В бизнесе эта подушка называется резервным фондом. Екатерина Жуленева, финансовый директор «Нескучных финансов», — о том, как ее создать
Фото: Christian Charisius / Reuters
Фото: Christian Charisius / Reuters

Фонды — это копилки компании на конкретные цели. Цели могут быть разными, и фонды, соответственно, тоже: компания может копить на масштабирование, покупку нового оборудования, досрочное погашение кредитов или откладывать деньги на черный день. Копилка на черный день и называется резервным фондом.

Цель резервного фонда — обеспечить финансовую безопасность компании в сложные времена, например, во время кризисов, которые сложно предсказать, реорганизации компании, запуска нового направления или для закупа товара в несезон.

Проще говоря, резервный фонд — это финансовая подушка безопасности, которая дает компании возможность работать в тот период, когда у нее нет денег: поступлений или чистой прибыли.

Если у компании есть резервный фонд, она может погашать из него текущие расходы: платить за аренду, перечислять зарплаты, коммунальные платежи, налоги, даже когда в кассе у нее целый месяц по нулям. Такой фонд позволяет бизнесу выживать во времена пандемий или экономических кризисов.

Каким должен быть резервный фонд

Резервный фонд должен быть таким, чтобы компания, не получая поступления денег или живя в убытках, могла какое-то время покрывать свои постоянные расходы, без которых бизнес не может существовать. Насколько продолжительным будет это время, решать собственнику.

В среднем резервный фонд формируют на три-шесть месяцев. Но кто-то откладывает деньги и на более длительный срок — до года. Тут все зависит от специфики компании.

К примеру, я работаю с ИТ-компанией, у которой постоянные расходы в месяц составляют 3,5 млн руб. Для нее формировать резерв в 21 млн руб. на полгода — это слишком. Поэтому компания выбрала срок в три месяца.

По моему мнению, резервный фонд на три месяца — это минимум, который должен быть в каждой компании.

Как формируется резервный фонд