Материал раздела Основной
Антон Самоха
Почему сотрудники обманывают и воруют? Ответ на этот вопрос достаточно прост — сотрудники не понимают степени ответственности, то есть знают, что совершают кражу, но это их совершенно не пугает.
В 2021 году видеоаналитика зафиксировала 263 тыс. краж в магазинах, 70% из которых совершили сотрудники. Цифра была получена по результатам опроса на «Imperator—forum 2021», проведенного при поддержке РБК.
Основных причин хищений три: плохо отлаженная система безопасности, некачественный подбор персонала и мягкость наказания.
За преступление на рабочем месте, как правило, судят по одной из двух статей: 160 УК РФ — присвоение и растрата, 159 УК РФ — мошенничество. Реже — по 158 УК РФ — кража. При этом в колонию за такие преступления отправляют редко. А штрафов мало кто боится. Люди размышляют примерно так: «Ну я же не работаю в оборонном комплексе и не ворую миллиардами. Кто меня посадит».
Есть и другие причины. Например, директор, выявивший недостачу, не хочет обращаться в полицию, чтобы не подорвать авторитет компании. Или же попросту не желает связываться с правоохранительными органами, ходить к следователю, показывать документы. Тем более, если можно решить все мирно, внутри коллектива.
Чаще всего с кражами сталкиваются в ретейле и на производстве. Например, по данным «Лада.онлайн», только за первое полугодие 2020 года сотрудники службы безопасности «АвтоВАЗа» пресекли 189 фактов хищения товарно-материальных ценностей на общую сумму более 1,17 млн руб., за такой период — это большие потери.
В целом, известна динамика — в кризис количество краж увеличивается.
Чтобы разобраться в этом вопросе, начнем с примера. Анна — директор туристической фирмы. Неделю назад ей позвонили из банка и сказали о проблемах с платежными документами. Взглянув на них, девушка сразу поняла, что подпись от ее имени — поддельная. Бухгалтер уже три месяца начисляла себе зарплату в повышенном размере и выдавала премии. Ущерб составил 187 тыс. руб. Анна не хотела обращаться в суд или в полицию. Важно было вернуть деньги и навсегда попрощаться с работником. Она пошла к юристу, чтобы тот помог разъяснить последствия сотруднику. Разговор был недолгим. Юрист дал бухгалтеру понять, что доказать подделку подписей в платежных документах не составит проблем, а судимость — клеймо, которое перечеркнет ее карьеру. И предложил добровольно вернуть деньги. Сумма была возвращена в течение двух дней, а бухгалтер уволилась по собственному желанию.
Этот пример показал: даже директор небольшой фирмы не сразу поняла, что происходят хищения. В концернах же убытки могут не замечать годами. Как правило, на чистую воду мошенников выводит случай или ошибки, которые приводят к ревизиям и проверкам контролирующих органов. Чтобы такого не допускать, нужно понимать, какие сигналы могут указывать на воровство сотрудников.