Российская стартап-экосистема активно развивается больше десяти лет. Наши проекты становились «единорогами», пусть и в иностранных юрисдикциях. Кроме того, в них активно вкладывали деньги зарубежные инвесторы.
Кризис 2020 года пережили больше 70% стартапов, и теперь им предстоит пройти кризис 2022 года.
Если запускать стартап в России, то какой
Несмотря на текущую ситуацию, критерии, помогающие определить, где создавать стартап, практически не изменились.
Если работать на российскую аудиторию, не рассматривая выход на глобальный рынок даже в долгосрочной перспективе, и продавать продукт или услугу, а также заниматься производством здесь, то уезжать нет смысла. Но нужно ответить на вопрос: будет ли в России сейчас спрос на то, что вы делаете? Насколько это нужно потребителю и готов ли он платить ту цену, которую вы укажете?
Например, «железо», софт и различные сервисы для внутреннего рынка сейчас очень актуальны. На них с высокой вероятностью спрос будет огромным, потому что в условиях санкций и складывающейся из-за них ситуации в разных отраслях потребность в импортозамещении растет сумасшедшими темпами. Главное — увидеть, где именно сейчас есть возможности для стартапов.