РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Призрачный успех: что говорит отчетность об уязвимости бигтехов

Такие технологические гиганты, как Google, Apple и Amazon, ведут отчетность так, чтобы конкуренты и все остальные не смогли наверняка понять, на чем они зарабатывают. The Economist разобрался в документах компаний и выяснил их слабые места
Фото: Jeenah Moon / Getty Images
Фото: Jeenah Moon / Getty Images

Американские ИТ-гиганты зарабатывают немыслимые суммы. В 2021 году совокупный доход Alphabet (Google), Amazon, Apple, Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в России. — РБК Pro) ­­и Microsoft достиг $1,4 трлн. Огромные доходы они получают благодаря постоянно расширяющемуся списку прибыльных сфер: от продаж телефонов и фармацевтики до видеостриминга и виртуальных помощников. Аналитики ожидают, что в первые три месяца 2022 года совокупный объем продаж американского бигтеха превысит $340 млрд, что на 7% больше показателей за аналогичный период прошлого года.

Крупные ИТ-компании по понятным причинам стремятся похвастаться этими впечатляющими цифрами, а также широким спектром услуг, которые они могут оказать. Однако они гораздо более скрытны в отношении того, сколько на самом деле зарабатывают конкретные продукты и сервисы. В годовых отчетах и других открытых источниках информации крупные потоки доходов обычно объединяются вместе и описываются в самых туманных выражениях. Например, в прошлом году доходы пяти ИТ-гигантов были разделены на 32 бизнес-сегмента. Для сравнения: у пяти самых высокодоходных американских компаний, не связанных с технологиями, таких сегментов 56.

Apple делит свои доходы на пять сегментов, а Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в России. — РБК Pro) — только на три. Категория, которую Alphabet обозначает как Google Other (англ. «Google Другое»), в прошлом году принесла $28 млрд. В нее входят магазин приложений Google, продажи смартфонов и других устройств, а также подписка на YouTube, являющийся дочерней компанией. Доходы YouTube от рекламы, которые Alphabet впервые раскрыла только в 2020 году, в прошлом году достигли $29 млрд. Это означает, что в 2021 году рекламный бизнес Google Other и YouTube принес денег больше, чем доходы порядка 80% компаний, входящих в индекс крупнейших американских компаний S&P 500.