Материал раздела Основной

Думай как шахматист. Когда это помогает руководителю, а когда мешает

В игре шахматисты используют три типа мышления. Это то, что нужно руководителю инновационной компании. Как это работает, своими наблюдениями делится Владислава Друтько в книге «Управляй играя. Руководство командой с помощью шахматных стратегий»
Фото: Tim Boyle / Getty Images
Фото: Tim Boyle / Getty Images

Отрывок из книги Владиславы Друтько «Управляй играя. Руководство командой с помощью шахматных стратегий» предоставлен издательством «Бомбора»

Открытость новому, умение забывать прошлый опыт, опираться в решениях на факты — это и есть мышление инновационного человека.

Почему я связываю такие темы, как «мышление шахматиста» и «мышление лидера инновационной команды»? У игрока есть знания, профессиональный опыт, достижения. Зачастую именно опыт и достижения становятся препятствием для успешной игры. Точно так же, как знания и опыт лидера инновационной команды могут только ухудшить развитие инновационной идеи.

Шахматные практики, педагоги и психологи уделяли и уделяют большое внимание изучению особенностей мышления шахматиста. Главная задача — определить типичные недостатки мыслительной деятельности и найти приемы, повышающие ее эффективность.

Зачастую и сами шахматисты, анализируя проигранные партии, делятся впечатлениями о своих ошибках.

«Мне померещилось, что этим ходом будет атакована ладья. Но это был удар по воздуху. Ладья Глигорича успела переместиться на другую позицию со смертельной угрозой для матча» (Михаил Таль).

«Почему же я просмотрел такой простой ход? Да очень просто! Рассчитывая на свою комбинацию, я, смотря на доску, составил себе ошибочное представление, что король пойти не сможет» (Александр Ильин-Женевский).

«Долгое время я считал свою позицию выигрышной. К тому же предварительная фаза борьбы, где Корчной не мог выйти из тисков, психологически настроила меня на благополучный исход партии… и вот следует непостижимый просмотр» (Тигран Петросян).

Разберемся с понятием «мышление шахматиста»:

  • какие типы мышления бывают;
  • сильные и слабые стороны каждого типа мышления;
  • как устранять минусы особенностей мышления;
  • какая взаимосвязь между типами мышления шахматистов и инновационным мышлением.

«Как мыслит шахматист за доской? Возьмем пример. Моя фигура атакована неприятельской. Будь я мыслящим автоматом, мне бы пришлось обдумать:

  • не является ли угроза мнимой, то есть не связана ли атакующая фигура;
  • не могу ли я эту фигуру взять;
  • не могу ли я загородить ей дорогу пешкой или фигурой, менее ценной, чем атакованная;
  • нельзя ли защитить атакованную фигуру, и если можно, то как именно целесообразнее всего осуществить защиту;
  • можно ли отступить атакованной фигурой, и если можно, то на какое поле целесообразнее совершить отступление;
  • не выгоднее ли мне, учитывая особенности позиции, оставить атакованную фигуру под боем» (Блюменфельд Б. «К вопросу о характере шахматного мышления», 1931. — С. 280–282).

Бениамин Блюменфельд одним из первых внес попытку исследования форм шахматного мышления. Как шахматист осуществляет выбор хода? На чем основывается его решение? На опыте? На интуиции? Сколько из возможных 40–50 ходов шахматист рассматривает в процессе партии? Учитывает ли предположительные ответы?

Несомненно, лидеру в постоянно меняющейся среде тоже приходится анализировать множество ходов и вариантов, как своих, каждого члена команды, так и реакции рынка.

Многие гроссмейстеры и ученые занимались исследованием этого важнейшего вопроса. В описанных ниже аналогиях буду опираться на психологические подходы Николая Крогиуса, международного гроссмейстера.

Благодаря знаниям и практическому опыту шахматист во время игры оценивает множество позиций, причем самых разнообразных, сравнивая их с ранее встречавшимися. Обычно ему приблизительно известно, что и как делать дальше, — в его голове возникают обобщенные образы.

Динамические образы мышления шахматиста делятся на следующие типы:

  • остаточный;
  • инертный;
  • опережающий (Крогиус Н.В. «О психологии шахматного творчества», 1967. — С. 19).

Остаточный образ мышления