Материал раздела Основной
Юлия Шленская

Призрак клетчатой сумки: почему параллельный импорт не вернет челноков

Власти в России хотят легализовать параллельный импорт и уже делают первые шаги для этого. На этом фоне стали обсуждать возрождение челночества. Юлия Шленская («КВТ Сервис») объяснила, почему эти вещи не связаны, а само явление в прежнем виде невозможно
Фото: Христофоров Валерий / ТАСС
Фото: Христофоров Валерий / ТАСС

В Сети появился подписанный приказ Минпромторга с перечнем марок товаров, разрешенных ко ввозу без согласия правообладателя. В список попали автомобильные бренды, бренды электроники, одежды и т.п. Документ пока находится на регистрации в Минюсте. Но на фоне этих новостей активно начали обсуждать возрождение челночества — в лучших традициях 90-х годов. Если государство разрешает ввозить брендированные товары всем подряд, то чем хуже челноки? Действительно кажется, что их услуги в условиях сокращения объемов официального ввоза будут актуальны так, как давно не были.

Однако, на мой взгляд, те, кто прогнозирует челночеству «новый рассвет», слабо себе представляют, что такое параллельный импорт, таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), таможенное оформление товаров. Да и собственно само челночество.

Параллельный импорт — не то, чем кажется

Из-за не совсем компетентной подачи в некоторых источниках, а также стараниями лоббистов сохранения запрета на него параллельный импорт стал ассоциироваться с ввозом серого, контрафактного товара. Отсюда и все выводы о потенциальном росте подделок на российском рынке и пиршестве для новых челноков.

Но параллельный импорт — это официальный ввоз оригинальной продукции любым импортером, который пожелает товар завозить.