РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Кто займет складские площади, опустевшие из-за санкций и ухода игроков

Под действием санкций рынок транспортно-логистических услуг активно перестраивается. То, что было актуально в начале 2022 года, сейчас устарело. Захар Вальков, исполнительный директор Radius Group, рассказал о новых трендах на рынке складской недвижимости

Рынок складской недвижимости в последние несколько лет получил колоссальный импульс во многом благодаря пандемии. Мы оказались в «новой нормальности», в которой процессы, действия, которые еще вчера считались чем-то необычным, стали обыкновенными, обыденными. К ней относится и всплеск онлайн-активности, покупок в сети товаров и услуг, развитие сервисов доставки. Все это, в свою очередь, привело к повышению спроса на складские и логистические мощности, а также продемонстрировало, что для ряда отраслей развитие в условиях кризиса возможно.

В марте 2022 года на фоне ввода новых пакетов санкций, приостановки деятельности или ухода из России крупных компаний и известных брендов, закрытия магазинов в ТЦ, роста вакантных площадей в бизнес-центрах и общего снижения спроса эксперты и игроки рынка смотрели на склады как на тихую гавань, наиболее надежный и стабильный сегмент недвижимости. Первый квартал действительно оказался довольно успешным: в Московском регионе было введено порядка 200 тыс. кв. м качественной складской недвижимости, что в 2,5 раза превышает аналогичный показатель 2021 года, ставка аренды выросла на 5–7%, а вакансия оставалась на незначительном уровне.

Несмотря на всю сложность текущей ситуации, очевидно, что склады также будут необходимы для нормального развития торговли и производства. Однако уже сейчас появились тренды, которые изменят правила игры на рынке и, судя по всему, останутся с нами как минимум до конца 2022 года.

Ставка на Восток

Текущая ситуация оказывает серьезное влияние на рынок транспортно-логистических услуг.

Мы видим, что сейчас под санкционным давлением идет активная перестройка всех логистических и производственных цепочек. Связь с Западом полностью перекрыта на неопределенный срок и идет усиление товарооборота с Восточной Азией через Казань и Новосибирск.