Материал раздела Основной

Как национальные особенности влияют на модель управления — 6 показателей

Многие российские компании пытались внедрять управленческий опыт других стран. По крайней мере, до определенного момента. Но успешный опыт не приживался. Более того, сотрудники часто сопротивлялись переменам. Почему — знает Наталия Боровикова (BITOBE)
Фото: Bruno Vincent / Getty Images
Фото: Bruno Vincent / Getty Images

Нидерландский социолог Герт Хофстеде обратил внимание на то, что корпоративная культура организаций формируется не изолированно от окружающего контекста, она впитывает в себя особенности национальной культуры. Соответственно, то, что дает отличный результат в одной стране, может быть бесполезным или даже вредным в другой.

Хофстеде провел исследование и выделил шесть измерений, которые характеризуют ту или иную культуру. Он проводил опрос в 1960–1970 годах среди сотрудников IBM. Всего же его исследование охватило 50 стран, а позднее включило в себя еще большее число организаций по всему миру.

Какие существуют культурные измерения?

В своей первоначальной типологии Хофстеде выделил четыре измерения. В более поздних работах он добавил еще два.

1. Дистанция власти. Она зависит от тех ожиданий, которые существуют у сотрудников. Если в культуре дистанция власти выражена слабо, то сотрудники проявляют больше инициативы и чаще участвуют в принятии решений. Если дистанция власти велика, то выстраивается четкая иерархия и действия сотрудников в большей степени зависят от решений высшего руководства. В наименее развитых странах дистанция по большей части сильно выражена. Однако в развитых ситуация уже не столь однозначна: она незначительна в скандинавских государствах, но при этом велика, например, во Франции и Бельгии. Можно сказать, что чем севернее располагается страна и чем меньше ее население, тем вероятнее, что дистанция власти будет небольшой.