Материал раздела Основной
Алексей Романенко
Этот кризис фундаментально отличается от кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Тогда, весной 2020-го, это была лишь тренировка, репетиция перестройки вашего бизнеса. И если тогда мы наблюдали скорее замедление экономики с надеждой на скорый возврат к тому «как было», то сегодня становимся свидетелями ее преобразования. Причем коренным образом.
Потребительский спрос не откладывается, как было во времена COVID-19, а стремительно сокращается. Станки не простаивают в ожидании заказов, а работают и потребляют баланс критических запчастей, восполнения которому пока не придумали. Это сопровождается оттоком кадров и уходом сервисных подрядчиков. Такую картину можно наблюдать, например, в ресторанном секторе: заведения уже испытывают нехватку продуктов из-за перебоев с поставками. Впрочем, эта проблема выглядит решаемой — за счет альтернативных стран-поставщиков, например, с Ближнего Востока. Другое дело — проблема дефицита компонентов для транспортной промышленности и телекома. Пожалуй, одна из немногих отраслей, которая в этот раз выиграет (в отличие от периода коронакризиса), это внутренний туризм, а именно гостиничный бизнес. Очевидно, что закрытие ряда популярных направлений мотивирует отдыхающих к посещению российских курортов и культурных центров.
Думаю, что вторая половина 2022 года будет очень богата на M&A-активность. Причем изменится сама структура рынка сделок — новой движущей силой будут российские инвесторы, которые прежде хранили свой капитал на Западе, а также их восточные коллеги. И те и другие могут усилить свое влияние, если будут инициировать действительно востребованные в России проекты.