Материал раздела Основной

Как развивать в компании способность творчески решать задачи

Что такое креативность в бизнесе и почему развитие этой компетенции в компании требует намного больше усилий, чем эпизодическое проведение мозговых штурмов, тематических тренингов и вебинаров — компания BITOBE выяснила у эксперта Анны Судник
Фото: Joe Raedle / Getty Images
Фото: Joe Raedle / Getty Images

Представьте себе, что встречаются руководители двух компаний. Один жалуется, что его команда не приходит к нему с новыми идеями и он придумывает все сам. Другой говорит, что команда постоянно приходит к нему с разными идеями, но он ни одну не принял, так как это «сплошные фантазии». Какая из компаний, на ваш взгляд, в большей степени креативна?

Одни скажут «первая», потому что хотя бы какие-то идеи, пусть даже от одного человека, поступают на реализацию и могут продвинуть компанию вперед. Другие ответят «вторая», потому что команда открыто предлагает свои идеи, просто она пока не нашла ту, в которую поверит руководитель. Найти истину бывает сложнее, чем это представляется.

Что такое креативность

Принято считать, что креативность — это склонность предлагать новые оригинальные идеи, видеть возможности в ситуациях, которые другим кажутся безвыходными, и принимать решения при недостатке информации. Но это не совсем точное определение.

Креативность не полет фантазии: все предлагаемые идеи должны быть применимы на практике.

Креативность — это способность создавать что-то новое и оригинальное и тем самым воздействовать на окружающий мир.

Креативно мыслить — значит добиваться результатов путем новаторских, нестандартных идей и действий. Таким образом, ключевыми критериями креативности являются:

  • новизна — то, насколько человек может выйти за рамки стандартов, стереотипов и шаблонов мышления;
  • результат — создание чего-то, что обладает ценностью.

Часто спрашивают о том, как креативность соотносится с творчеством. Иногда можно услышать, что творчество — это «про духовное» и относится к художникам и писателям, а креативность — это «про бизнес» и относится к дизайнерам, маркетологам и пиарщикам. На самом деле такого различия нет.

Слово «креативность» образовано от английского creativity, что является прямым аналогом творческих способностей. В словаре Сергея Ивановича Ожегова мы встречаем определение: «Творчество — это создание новых по смыслу культурных, материальных ценностей». Таким образом, творчество — это созидательный процесс, в котором реализуется наша креативность, или, другими словами, наша способность к творчеству.

Художник, чьи картины выставляются в галерее и пользуются успехом, несомненно, обладает развитой креативностью. Руководитель, который достигает высоких бизнес-результатов, принимая смелые решения, также обладает развитой креативностью. Другой вопрос, как они развивают у себя такие способности.

Вернемся к нашим руководителям, которые в начале статьи обсуждают креативность своих людей. Как им развить у себя, у команды и в компании в целом способность творчески решать рабочие задачи?

На наш взгляд, как минимум нужно начать с трех шагов.