Материал раздела Основной

Кризис — это возможность увеличить выручку. Вот за счет чего

На выпуск продукта современная компания из-за явных и скрытых простоев тратит меньше половины доступного ей времени. В результате она теряет доходы. Как с этим справиться и сделать работу более эффективной, рассказал Филипп Мурашов (КИПС)
Фото: China Photos / Getty Images
Фото: China Photos / Getty Images

Ясность — это форма полного тумана. Одним «ясно», что цепочки порвались, цены ринулись вверх, словом, все пропало. Другим «ясно» иное: ценность пустоты (например, ухода иностранных компаний из какой-то ниши) — в движении, которое в ней способно осуществляться.

Как говорят дзен-буддисты, «на чистой бумаге могут появиться слова, в порожний кувшин можно насыпать зерно, по пустой трубе может течь вода». Разрывы в цепочках — это шанс увеличить поставки или начать выпускать заменители товаров, которые исчезли с рынка. «Надо наращивать объемы своего производства», — подумали дзен-буддисты от производства. В сегодняшних реалиях. Без капитальных вложений. Без кредитов. Без свободных мощностей. Тогда за счет чего? За счет времени.

При разрыве логистических цепочек многие компании меняют сырье, пересматривают технологии, техническую базу. Но их нельзя просто так взять и начать использовать — нужно их предварительно отработать. Часть производственных мощностей задействуются, чтобы экспериментировать с непривычными технологиями и материалами. Это значит, что они не могут выпускать продукт, зарабатывать выручку для компании.

За счет чего компенсировать потери? Если увеличить число смен, то вырастут постоянные расходы. Кроме того, быстро нанять дополнительный квалифицированный персонал очень трудно. Расширять мощности — и не на что, и рискованно. Если же мы найдем резервы в рамках рабочего времени производства, то можем нарастить выпуск и получить мощности на технологические эксперименты.