«Как думаешь, кого уволят первым?»: как не допустить депрессии коллектива
24 февраля в офисе компании «Инфомаксимум» было непривычно тихо: сотрудники пытались осмыслить ситуацию. «Заглянули в рабочую статистику — заметно скакнуло посещение новостных порталов и сайтов, — рассказывает гендиректор компании Александр Бочкин. — Все прекрасно знали, о чем думает каждый. Мы понимали, что стресс и страх отложены на потом и волна паники только грядет. Уже в пятницу, 25 февраля, в отдел по работе с персоналом обратились несколько сотрудников, озвучив проблему тревожности в свете событий, происходящих в стране и мире. Надо было максимально избавить людей от чувства неопределенности как минимум в работе».
Эта задача одновременно встала перед всеми российскими компаниями. И проблема не ограничивается стрессом от происходящего в мире — вполне дружную до этого момента компанию могут захлестнуть междоусобицы. Сотрудники могут придерживаться разных, порой противоположных, взглядов и чрезмерно эмоционально реагировать на «инакомыслящих». Отношения разрушаются, продуктивность падает, бизнес, и без того столкнувшийся с проблемами, отчаянно пытается не развалиться окончательно.
Но сотрудники не просто нервничают и ссорятся. Люди, страдающие повышенной тревожностью, демонстрируют намного более скромные когнитивные способности, чем в спокойные времена. Страдают скорость реакции, объем памяти, способность точно воспроизводить полученную информацию, скорость переключения внимания, способность ставить цели, а также элементарное умение доводить начатое до конца, объясняет Ольга Крайнова, клинический психолог. «Такая реакция возникает из-за того, что надпочечная железа весьма восприимчива к нервным сигналам, а гормоны стресса имеют особое влияние на клетки гиппокампа — отдела мозга, отвечающего за память, эмоции и обучение, обозначает она. — Сильный стресс разрушает нейронные связи, обеспечивающие хранение информации, а также мешает производству новых нейронов. А в экстремальных условиях гормоны стресса способны даже уничтожать клетки гиппокампа, что может привести к значительному снижению продуктивности».
Поэтому руководителям, как бы ни чувствовали себя они сами, необходимо предпринять действия, которые помогут восстановить осознанность и вернуть сотрудников в «здесь и сейчас». Мы собрали рекомендации для поведения в кризисе.