Пять трендов, которые изменят мир профессий
Исчезновение старых и появление новых профессий — объективный процесс, который регулярно ускоряется. Хрестоматийные примеры — уход с рынка пейджинговых компаний, офисов видео- и DVD-проката, сокращение количества точек продажи авиа- и железнодорожных билетов. И этот список можно еще долго продолжать, а ведь это является следствием развития только одной из многих сквозных технологий — систем передачи данных.
В докладе Всемирного экономического форума «Будущее профессий» прогнозируется, что к 2025 году исчезнут 85 млн существующих рабочих мест. Однако им на смену придут 97 млн новых.
Рассмотрим, под влиянием каких трендов будут трансформироваться профессии и как.
1. COVID-19
Пандемия коронавируса, начавшаяся два года назад, обнажила многие проблемы общества и экономики. Официально Всемирная организация здравоохранения объявила о начале пандемии 11 марта 2020 года. В связи с жесткими карантинными мерами, принятыми правительствами большинства стран, были нарушены многие технологические и коммерческие связи. Не всем организациям и работникам удалось приспособиться к новым условиям. Тем же, кому это удалось, пришлось коренным образом изменить производственные алгоритмы.
По итогам двух лет обозначились и оформились некоторые факторы, спровоцированные пандемией.
Первый фактор — удаленная работа. Во избежание простоя большинство организаций, имевших возможность перевести сотрудников на дистанционный формат, сделали это в возможно короткие сроки. Большим спросом в тот период пользовались специалисты, которые обладали достаточной квалификацией для обеспечения такого перехода. Кроме того, с целью контроля качества удаленной работы увеличилась нагрузка на организации, оказывающие услуги в области прокторинга.
При наступлении ковидных послаблений многие работодатели осознали преимущества работы вне офиса: возможность использования меньшего количества площадей, снижение нагрузки на оргтехнику, возможность направления на решение производственных задач времени, сэкономленного на поездках в транспорте. Все это привело к снижению спроса на обслуживающий и технический персонал офисных зданий, на услуги риелторов, занимающихся арендой площадей делового назначения. Немного снизилась нагрузка на работников сферы транспорта и операторов заправочных станций.
На отдельных сотрудников наблюдался повышенный спрос. В их числе медицинские работники, психологи, работники служб доставки продуктов и медикаментов.
Удаленная работа нивелирует отдельные диспропорции на рынке труда. Если раньше проживание в крупном городе или его окрестностях было для многих конкурентным преимуществом, то теперь оно постепенно перестает быть таковым. Электронные офисы уравняли в правах работников из мегаполисов и небольших населенных пунктов. Эта начинающаяся тенденция может иметь значимые последствия.
Отсутствие «привязки» работников к офису снижает ценность проживания в большом городе и повышает популярность более экологичных вариантов жилья, в частности загородных домов. В странах с развитой экономикой процесс субурбанизации — переезда населения из крупных городов в пригороды — начался еще в середине XX века. В связи с этим будут востребованы специалисты, осуществляющие проектирование и обслуживание коттеджных поселков. Пандемия катализировала данный процесс. Согласно докладу Глобального института McKinsey «Будущее труда после COVID-19», в 2020 году количество свободных площадей в Сан-Франциско увеличилось на 91%, в Эдинбурге — на 45%, в Лондоне — на 32% и в Берлине — на 27%. «Арендная плата за жилье в Соединенных Штатах демонстрирует аналогичную картину: люди переезжают в пригороды и небольшие города и вдали от городских центров. В Испании арендная плата значительно снизилась в таких городах, как Мадрид, Барселона и Севилья, но выросла в небольших городах, например в Саламанке и Гренаде».
Тенденция постепенного перехода к дистанционной работе будет усиливаться. В развитых странах сохраняется потенциал для перевода сотрудников на дистанционный и смешанный форматы работы. Так, для перехода на новый график с тремя–пятью дистанционными днями в Великобритании готовы 26% сотрудников, в Германии — 24%, в США и Японии — по 22%.
Второй фактор — это адаптивность. Пандемия COVID-19 показала важность быстрого реагирования на вызовы извне и урегулирования их последствий. Речь идет не только о специалистах, ответственных за бесперебойное функционирование электронных офисов, но и тех, кто обеспечивает «мягкий» выход из пандемии: стратегические и тактические менеджеры, кризисные управленцы, менеджеры по продажам (в том числе агрессивным).