Руководителю регулярно приходится оценивать работу сотрудников. От этой оценки зависит их карьера и зарплата. Однако эмоции и ошибки мышления делают ее необъективной. Андрей Горр (компания BTG Consult) о том, как это исправить
Для того чтобы объективно оценить работу специалиста, руководитель должен опираться на три критерия:
- отчетность (финансовая, KPI) за определенный период;
- соответствие поведения сотрудника корпоративным нормам — отсутствие прогулов и опозданий;
- соответствие занимаемой должности по профессиональным и личностным качествам.
Почему оценка выходит субъективной
В дело вмешиваются эмоции
Нобелевский лауреат Даниэль Канеман в своей книге «Думай медленно, решай быстро» отмечает, что у человека есть две системы мышления — интуитивная и аналитическая. Интуитивная система отвечает за принятие эмоционального решения. Именно из-за нее руководители порой бывают необъективны, опираясь на собственный опыт или на предыдущие результаты специалиста. Даниэль Канеман приводит такой пример: когда он проверял работы студентов, то обычно ориентировался на первое задание. Если студент выполнил его верно, то он автоматически считал его хорошо подготовленным и уже не брал в расчет остальные ошибки. Так и руководитель, впечатлившись результатами работы сотрудника за прошлый период, может снисходительно отнестись к снижению эффективности в последующие.
Логические ошибки в мышлении