Материал раздела Основной

Как компании пережить экономический спад. Практики управления наличными

Острые периоды пандемии прошли, но рано или поздно компании столкнутся с новым экономическим спадом. Чтобы его преодолеть, руководство должно выработать четкую стратегию управления чистым оборотным капиталом под давлением, считают в Bain & Company

В момент наступления кризиса успешные компании проводят немедленную «инвентаризацию» рыночных условий и начинают закладывать основы для уверенного восстановления. Жизненно важные первые шаги в этом направлении — это создание «штаба» по управлению денежными средствами, разработка прогноза денежных потоков на 13 недель, моделирование сценариев по финансовому результату (P&L-сценариев), а также ужесточение контроля над расходованием средств.

Как только у топ-менеджеров компании будут эти базовые элементы, они смогут сосредоточиться на обеспечении стабильной позиции по ликвидности на следующие 12–18 месяцев и далее. Действенный план — это тот, который сосредоточен на двух ключевых целях: тщательный мониторинг ликвидности и действия, которые могут значительно улучшить или даже трансформировать денежную позицию компании.

Постоянный контроль наличных средств критичен. С учетом всех неизвестных такая задача может представляться сложной, особенно на начальном этапе спада, когда до восстановления еще остается более года. При этом устойчивые практики управления денежными средствами заложат основу для выхода компании из затяжного периода нестабильности с потенциалом роста.

Тщательный мониторинг ликвидности

Во время рецессии рынки нестабильны, а условия могут ухудшаться очень быстро. Успешные компании используют «штабы» управления денежными средствами для постоянного мониторинга ликвидности на каждом этапе восстановления. Следующие четыре процесса помогают сохранять денежные средства, а также имеют большое значение для управления ликвидностью в долгосрочной перспективе.

1. Прогнозирование денежного потока