Материал раздела Основной

Apple, Booking, «Яндекс». Что в их работе не понравилось ФАС в 2021 году

В 2021 году ФАС вступил в борьбу с ИТ-гигантами мирового масштаба, уличив их в злоупотреблении доминирующим положением. Каков итог этих споров и почему это важно для бизнеса, поясняет Антон Гришин («Гришин, Павлова и партнеры»)

В 2021 году самыми громкими и знаковыми делами ФАС России были процессы в отношении ИT-гигантов, в которых ведомство применяло к компаниям достаточно крупные штрафы. Основной упор в своей работе антимонопольщики сделали на расследование дел со злоупотреблением доминирующим положением. В каких-то спорах суды уже оценили законность решений ФАС, а какие-то споры еще активно рассматриваются.

Дело Booking.com

За последний год, наверное, самым громким делом стал спор с международной компанией Booking.com, в котором антимонопольная служба установила злоупотребление и оштрафовала сервис бронирования на 1,3 млрд руб.

Еще в декабре 2020 года ФАС вынесла решение о том, что Booking.com злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке и навязывает российским отелям и гостиницам условия сотрудничества — все должно быть едино: цены на номера на сайте мест размещений и на сервисе, информация о наличии номеров, единые условия во всех каналах продаж.

В итоге административный орган оштрафовал сервис на 1,3 млрд руб., предписал исключить из договоров пункты, ограничивающие права гостиниц и отелей, тем самым разрешив гостиницам и отелям указывать на своих сайтах и иных ресурсах цены на номера ниже тех, что размещены на Booking.com.

Арбитражные суды (первая и апелляционная инстанции) поддержали решение ФАС. Также в ноябре 2021 года Арбитражный суд г. Москвы подтвердил законность оборотного штрафа в размере 1,3 млрд руб.

Сервис заверил, что он откажется от практики паритета цен в России.

В 2015–2017 годы антимонопольные органы некоторых стран Евросоюза уже рассматривали подобные дела в отношении Booking.com. Такие споры рассматривались, в частности, в Германии, однако административный орган оценил действия агрегатора как антиконкурентное соглашение, а не злоупотребление доминирующим положением.

Весь вопрос в том: как такие решения отразятся на рынке и как Booking.com будет исполнять эти решения? Штраф, безусловно, будет оплачен, но существенного снижения цен на отели не произойдет, потому что Booking.com является одним из основных сервисов по подбору мест отдыха и проживания для потребителей, что делает его важным партнером для отелей/отельных сетей и гостиниц, от услуг которого они не смогут отказаться. Также сам агрегатор ранжирует у себя в поисковой ленте приоритет показа и выносит на верхние строчки те места размещения, которые наиболее ему выгодны.

Нетворкинг: как заводить полезные знакомства
Интенсивы 5 дней

Дело Apple