Материал раздела Основной

Как ретейлер для «умных, но бедных» преуспевает без интернет-магазина

Американцы обожают супермаркеты Trader Joe’s, несмотря на неудобные магазины, обвинения в расизме и принципиальное нежелание осваивать e-commerce. РБК Pro разбирался, почему успеху «старомодного» ретейлера не помешала даже пандемия
Фото: Cliff Hawkins / Getty Images
Фото: Cliff Hawkins / Getty Images

У американской сети магазинов Trader Joe’s преданных фанатов не меньше, чем у какой-нибудь поп-звезды. Так, на Instagram (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ)-аккаунт Trader Joe’s List подписаны 1,7 млн, при том что он не является официальной страницей бренда. «Снова в наличии! «Миндальное трио» за $5,99! Миндаль становится синонимом Trader Joe’s. Серьезно, походите по любому магазину сети и попробуйте сосчитать все продукты с миндалем. От орешков в шоколаде до сырого миндаля и миндального молока, здесь найдется миндаль на любой вкус!» — таких постов там уже больше 4 тыс. Есть также аккаунты Trader Joe’s Obsessed (540 тыс. подписчиков), Trader Joe’s Food Reviews (424 тыс.) и Trader Joe’s Kitchen (344 тыс.), не считая сообществ поменьше, и все они формально не связаны с компанией. У сети есть и своя страница на 2,7 млн подписчиков (у Walmart столько же, правда, у нее и в 20 раз больше торговых точек).

При этом Trader Joe’s — белая ворона среди американских ретейлеров. Значительную часть ассортимента составляют деликатесы и довольно специфические продукты вроде трюфельной бурраты (итальянский мягкий сыр. — РБК Pro) и какао со вкусом соленой карамели. Супермаркеты можно найти не в каждом регионе США, а в некоторых штатах — только один или два. Рекламы у сети практически нет, магазины тесноваты, и, что самое удивительное, в сегмент e-commerce фирма даже не думает выходить — для 2021 года это практически моветон. Это не помешало ей в кратчайшие сроки восстановиться после пандемии, а продажи на квадратный метр Trader Joe’s по разным оценкам (компания остается частной и не раскрывает свои финансовые результаты) составляют от $1,5 тыс. до $2 тыс., примерно в три раза больше, чем у среднестатистического продуктового ретейлера в США. Секрет успеха — продуманный подход к формированию ассортимента и умелая работа с целевой аудиторией.