Материал раздела Основной

Как взращивать руководителей внутри компании: шесть обязательных условий

Многим компаниям приходится нанимать руководителей со стороны, когда в нужный момент среди сотрудников не оказывается подходящих кандидатов. Как избежать дефицита кадров, готовых к повышению, рассказывает Сергей Краснов, сооснователь «Нескучных финансов»

Есть два подхода к росту руководителей внутри компании. Первый — искусственный. Это когда рост управленцев воспринимается как бизнес-задача. Чтобы ее решить, компании налаживают внутреннее обучение, проводят для сотрудников лекции, вводят систему наставничества.

Второй — естественный. В компании верно организована работа, а значит, сотрудники развиваются и растут сами. Такой процесс сравним с ростом дерева: если дерево здорово, оно растет, и на нем зреют плоды — это процесс, заложенный природой. Как естественным путем вырастить менеджеров внутри бизнеса?

Шаг № 1. Развивать культуру менеджмента

Все компании можно разделить на хорошо организованные и плохо организованные.

В плохо организованной компании есть начальник — непрофессиональный руководитель. Он указывает подчиненным: «Делайте так и так, через час проверю». Такой руководитель считает, что люди работают на него, поэтому не интересуется их развитием. Главное, чтобы никто не бездельничал.

Сотрудники в плохо организованных компаниях не развиваются — они исполняют приказы, а для этого необязательно включать голову и думать, как сделать лучше. Достаточно сделать так, как понравится начальнику.

В хорошо организованной компании человек видит не начальника, а руководителя — лидера и профессионала, с которым хочется взаимодействовать. Хороший руководитель обладает несколькими важными качествами.

  • Всегда больше слушает, чем говорит. Хороший руководитель не зациклен на своем мнении, а, наоборот, старается узнать как больше мнений, отличных от его мнения. Поэтому на совещаниях чаще говорят сотрудники, а руководитель слушает и анализирует.
  • Направляет сотрудников, а не дает готовые решения. К руководителям постоянно приходят с вопросами: а как сделать это, как быть с тем? Начальник просто ответит, и сотрудник пойдет выполнять. Хороший руководитель постарается, чтобы сотрудники нашли ответы сами. Так окончательное решение (а с ним и ответственность) останется за ними.
  • Заставляет сотрудников думать. Если руководитель не дает готовых решений, сотрудникам приходится напрягать мозги. Иногда бывает, что руководителю задают вопрос, на который он и сам не знает ответа. Тогда он говорит: «Слушай, я без понятия, как это реализовать. Давай вместе подумаем». Так сотрудник еще и чувствует, что его мнение важно в создании продукта.
  • Постоянно учится и учит других. Хороший руководитель постоянно спрашивает себя: «Как я могу сделать лучше?» И системно внедряет изменения в собственную работу: анализирует, что ему предстоит узнать, чтобы лучше контролировать работу, повышать показатели, выстроить взаимоотношения в команде.

Когда руководитель развивается, вокруг него формируется особая атмосфера, в которой развиваться и совершенствовать свои навыки — это норма. Сотрудники привыкают к этой среде, и некоторые из них тоже идут в руководители. Это и есть естественный путь развития руководителей.