Материал раздела Основной
«Если ты «Яндекс», ты можешь делать самоуправляемые машины. Если ты стартап, ты должен выживать. [Только] став большой компанией, ты можешь что-то менять», — уверен основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников. Построить глобальный бизнес он задумал, еще когда открыл первую пиццерию в Сыктывкаре в 2011 году. А с 2017-го вся деловая коммуникация в управляющей компании бренда ведется на английском языке — так Овчинников готовит команду к международной экспансии. Сегодня заведения «Додо Пиццы» есть в 15 странах мира.
Подобные амбициозные планы, по мнению Овчинникова, — признак успешного предпринимателя. Всего он выделяет три их типа. Первый — те, кто ставит перед собой большие цели, но кому не хватает дисциплины, чтобы каждый день выполнять рутинные задачи. Желание получить все и сразу чаще всего приводит к неудачам. Предприниматели второго типа, наоборот, готовы терпеливо трудиться, но у них нет амбиций: они могут всю жизнь развивать одну хлебную лавку.
Наконец, «третий тип — это люди, которые сочетают одновременно и некие амбиции, и при этом способность каждый день маленькими шагами идти [вперед]», рассказал Овчинников в интервью проекту «Русские норм!». Только последние, по его мнению, могут построить крупную компанию. Но при условии, что они будут готовы пойти ва-банк. «Предприниматели — это люди с притупленным чувством риска», — говорит Овчинников и подкрепляет тезис собственным примером. Когда крупные фонды отказались вкладываться в «Додо Пиццу», основатель компании обратился за деньгами к частным инвесторам и через соцсети собрал нужную сумму. За каждый заем он поручился лично, и если бы сеть пиццерий не стала успешной, то ему самому пришлось бы выплачивать миллионные долги.
«Многие предприниматели часто говорят, что с детства зарабатывали деньги, продавали газеты. Честно сказать, меня никогда не интересовало зарабатывание денег», — поделился Федор Овчинников в интервью подкасту Tinkoff Private Talks. Он хотел быть океанологом, а потом работал археологом и дизайнером. Свое дело Овчинников открыл потому, что в агентстве его идеи нередко «заворачивали», а он мечтал воплощать их в жизнь.