РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Комьютинг, халяль — по каким еще признакам можно сегментировать аудиторию

Общность потребителей, находящихся в разных странах, но объединенных схожими ценностями и покупательским поведением, называется метарегионом. Фокус на нем может быть выгоднее, чем на странах. Подробности — у Алексея Калинина (Школа управления «Сколково»)
Фото: Tom Barrett / Unsplash
Фото: Tom Barrett / Unsplash

Бизнес в стиле «халяль»

Самый понятный пример метарегиона — исламский мир. Он не ограничен какими-то конкретными странами и включает всех мусульман в мире: около 2 млрд человек, проживающих на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Юго-Восточной Азии, Западной Европе, Индии и США. Россия также является частью этого метарегиона: здесь проживают, по разным оценкам, до 25–30 млн мусульман, что сопоставимо с населением Саудовской Аравии.

Мусульмане всего мира, безотносительно страны проживания, придерживаются правил халяльного потребления. Халяль переводится с арабского как «разрешенный» и обозначает товары и услуги, соответствующие канонам ислама. Статус «Халяль» можно получить только после сертификации независимыми местными организациями.

Общий размер исламской экономики — объем потребления в исламском мире — составляет примерно $2,9 трлн, а к 2024 году достигнет $3,7 трлн. Если бы исламский мир был одной страной, он входил бы в десятку крупнейших экономик мира. В исламской экономике выделяют шесть сегментов: еду, одежду, медиа, туризм, фармацевтику и косметику. Самым крупным является рынок халяльных продуктов питания и напитков: по итогам 2020 года его объем достиг $1,9 трлн. В нем самый большой сегмент — это рынок мяса и птицы. Он составляет около 30% всего рынка халяльных продуктов питания.

Сегодня крупные холдинги («Мираторг», «Дамате», САФА, «Хаме Фудс» и другие) активно экспортируют из России куриную халяль-продукцию. Однако в нише говядины, баранины и козлятины крупных игроков нет: требования к убою и переработке мясной продукции очень строгие, поэтому организовать производство, где, например, нет «соседства» со свининой, проще небольшим компаниям. Это перспективная ниша, где пока нет российских брендов.

Одежда для мусульман, которую часто обозначают как modest fashion («благопристойная мода») также востребована вне зависимости от географических границ. Глобальный рынок составляет более $350 млрд. В России есть десяток брендов, которые работают в этом сегменте. Среди наиболее крупных — Firdaws, Arapkhanovi, Araida и другие. Например, российский производитель женской одежды «халяль» Asmaraïa успешно продает свои товары во многих странах Ближнего Востока. Одежду марки носят члены королевской семьи ОАЭ.

Ниш, где халяльная продукция практически не представлена российскими брендами, достаточно много. В продуктовом секторе это прежде всего косметика, бытовая химия и фармацевтическая продукция. Сегодня в мусульманской среде есть большой спрос на халяльные лекарства, в частности на вакцины.

Если говорить о секторе услуг, мусульмане предпочитают посещать халяльные предприятия общественного питания (рестораны, стритфуд) и отели.

Как «продать» себя работодателю  Составляем резюме и готовимся к собеседованию Подробнее
Поделитесь впечатлением о сервисе РБК Pro
Расскажите, что вам нравится и чего пока не хватает. Опрос займет не более 3 минут.
Пройти опрос