Материал раздела Основной

Выйти и удивить: что не так в этой стратегии покорения нового рынка

Выходить на зарубежные рынки в кризис чаще даже проще, чем в спокойные времена. Как выбрать стратегию, что стоит учесть в первую очередь и как собрать команду на новом месте, поясняет Андрей Шишаков (Школа управления «Сколково»)
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Вместо предисловия: две знакомые мне семьи с приличным капиталом уехали в США на Восточное побережье; обе были успешны в России в ресторанном бизнесе, но выбрали разный путь интеграции на новом месте.

Первый глава семьи сразу снял дорогой офис, помещение под ресторан в центре города, нанял лучшего метрдотеля, дал дорогую рекламу. За три года потратил все свои деньги, а прибыли не получил. Сейчас работает там же, но наемным менеджером.

Другой положил деньги в банк, не стал сразу ничего открывать и устроился на работу в местный ресторан. Он постарался понять, как работает здешний бизнес с поставщиками, с выплатой налогов, какие существуют циклы, важные праздники. Через полтора года семья открыла первую маленькую точку на периферии, а сейчас уже владеет сетью кафе.

С одной стороны, сегодня за границей никто не ожидает «гостей». Поэтому по затратам время для выхода оптимальное. С другой — как никогда раньше важно мимикрировать и быстрее становиться «своим». Это непростой путь, поэтому точно стоит знать ответ на вопрос «зачем». И, конечно, выходить на зарубежные рынки лучше только тогда, когда вы достигли прибыли и операционной независимости в домашнем регионе.

Что стоит учесть в первую очередь

Вариант «приехать и всех удивить», как правило, заканчивается плохо по той же причине, почему туристам продают втридорога.