Материал раздела Основной

«Его уволили, а он стер всю базу»: как экс-сотрудники мстят работодателям

Обиженный увольнением сотрудник — страшное дело. Он может что-то испортить, слить или удалить важную информацию, подорвать репутацию компании. Как проводить профилактику и что делать, если дошло до увольнения, поясняет Алексей Дрозд («СёрчИнформ»)
Фото: Ahmet Sali / Unsplash
Фото: Ahmet Sali / Unsplash

За что может мстить сотрудник и как

Мстительность в природе человека. Месть — двигатель ярких литературных сюжетов и сценариев фильмов: Орест хочет убить мать, чтобы отомстить за отца, в трагедии «Орестея» Эсхила; Черная мамба мстит бывшему возлюбленному и «коллегам» в «Убить Билла». Кинематограф демонстрирует и яркие корпоративные кейсы. Так, в фильме «Богемская рапсодия» показана история того, как Пол Прентер, бывший менеджер Фредди Меркьюри, из желания отомстить за увольнение сливает газете The Sun информацию обо всех скелетах в шкафу у артиста.

Прототипами героев любых художественных произведений всегда были люди из реальной жизни. И мстят обычно «главные герои офиса» за банальные и простые вещи, которые считают несправедливыми: штрафы, несогласие с оплатой труда, отказ в повышении, а главное — за увольнение. При этом не обязательно за свое! Вендетту объявляют и за несправедливое (по их мнению) отношение к друзьям или родственникам. Так, например, во Флориде девушка ушла с должности оператора полетов школы Melbourne Flight Training, после того как гендиректор уволил ее отца. Но она ушла не просто так — удалила данные о технических характеристиках самолетов и упоминания о неисправностях в приложении Flight Circle, которое использовали для управления и отслеживания самолетов.

В российской практике тоже немало красочных историй о мести сотрудников. Чаще всего вредить компаниям пытаются, нацеливаясь на:

  • материальные ценности (кража оборудования, порча имущества);
  • конфиденциальную информацию (слив данных, удаление, использование для шантажа);
  • репутацию компании (размещение сведений, порочащих деловую репутацию, жалобы в контролирующие органы).