Материал раздела Основной

Штраф за рекламу. Четыре шага, как компании себя обезопасить

Даже безобидный слоган или картинка могут повлечь для компании крупный штраф. Чтобы снизить риск его получить, проведите проверку своей рекламы по предложенному экспертом сервиса «Актион Право» алгоритму
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Нарушения рекламного законодательства можно разделить на три группы:

  • нарушение общих требований к рекламе;
  • нарушение специальных требований для отдельных видов рекламы;
  • пограничные ситуации, когда нарушение неочевидно и ведущую роль в оценке рекламного материала играет субъективный фактор.

Рассмотрим наиболее важные моменты при проверке рекламных материалов.

Шаг № 1. Проверьте рекламу на соответствие общим требованиям закона

Значительную часть дел о нарушении рекламного законодательства ФАС возбуждает из-за несоблюдения общих требований к добросовестности и достоверности рекламы. В 2019 году доля таких нарушений составила 22,4%, а в 2020-м — 12,48% от общего числа дел.

В ст. 5 федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) приведены исчерпывающие критерии недобросовестности и недостоверности рекламы. Большую часть таких нарушений можно было бы предотвратить, проведя минимальный юридический анализ рекламного материала.

Рекомендации, которые не соответствуют действительности. В одном из дел ФАС вынесла штраф из-за рекламы с Квентином Тарантино, который якобы посетил строительную площадку и одобрил строительство жилого комплекса (постановление УФАС по Республике Коми от 18.03.2020 по делу № 03–06/2433). Авторы этого материала не учли, что реклама не может содержать рекомендации физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования, которые не соответствуют действительности (п. 10 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).

Указания на исключительность товара. Наибольшее количество дел, по которым ФАС штрафует компании, связано с указаниями на исключительность рекламируемого товара и его преимущества перед конкурентами. Если не можете подтвердить, что товар или услуга действительно являются «лучшими» или «самыми быстрыми/надежными», то не используйте данные словосочетания в рекламе.
Например, в 2019 году производителя шоколада «Коркунов» оштрафовали за рекламу, где говорилось, что «Коркунов» — это «бренд № 1» (решение ФАС от 19.06.2019 по делу № 08/05/5–49/2019).