Материал раздела Основной
Сергей Булгаков

Как SMM-менеджер компании может невольно «сдать» ее налоговикам

SMM-специалисты компании часто никак не контактируют с финансистами и юристами. Итог — в соцсетях появляется информация, которую налоговая использует для доначислений. Сергей Булгаков («Лемчик, Крупский и партнеры») рассказывает, чего там нельзя писать
Фото: Joern Pollex / Getty Images
Фото: Joern Pollex / Getty Images

«Если тебя нет в интернете — ты не существуешь» — эта крылатая фраза стала главным лозунгом последних 20 лет. В связи с этим многие компании создают сайты и заводят аккаунты в социальных сетях, где делятся с подписчиками корпоративными новостями. Но эти страницы открыты и для нежеланных гостей. Налоговые инспекторы тоже не отстают от современных тенденций и активно используют информацию, которую черпают на них.

Мониторинг сайта и социальных сетей компании для целей налогового контроля — относительно недавний тренд. Межрегиональные инспекции активно мониторят информацию крупнейших налогоплательщиков, территориальные — также осваивают этот инструмент, пусть и не столь успешно.

Особенность инструмента — относительно узкая направленность: далеко не каждую «схему» оптимизации можно успешно раскрыть с использованием информации из интернета. Если бизнес подозревают в связях с «техническими» компаниями, мониторинг постов в соцсетях вряд ли окажется для инспектора полезным, зато может сыграть решающую роль при доказывании трех других видов нарушений.

1. Дробление бизнеса

При доказывании схемы дробления бизнеса налоговый орган интересует информация, свидетельствующая об организационном единстве нескольких формально независимых субъектов. На сайте и в социальных сетях компании инспектор может найти, например, следующие факты.

Прямое позиционирование нескольких субъектов как группы компаний