Владение российскими организациями через цепочку иностранных компаний — по-прежнему популярное решение у отечественных бизнесменов. Но начиная с 2015 года в России последовательно вводятся «антиофшорные меры». Из-за этого стало существенно меньше возможностей, чтобы, используя такие цепочки, снизить налоговую нагрузку и сокрыть конечных владельцев бизнеса. Между тем подобного рода структуры остаются востребованными по целому ряду причин: это и удобство совершения сделок с акциями компаний, и возможные пожелания партнеров из других юрисдикций, и сохранение их в структуре бизнеса просто потому, что так исторически сложилось.
Большинство таких иностранных компаний в данном случае используются именно как «технические» прослойки между российским бизнесом и его бенефициарами. Они не имеют квалифицированного персонала для осуществления экономической деятельности или управления организацией. Соответственно, они не могут доказать, что у них есть право применять льготные ставки по налогу у источника в России, поскольку у них нет, согласно подходу российского налогового законодательства и практике налоговых органов, так называемого фактического права на доход (далее — ФПД).
Применение такими компаниями льготных ставок несет в себе существенный риск для них самих, а для ряда юрисдикций (Кипр, Мальта, Люксембург) с 2021 года становится невозможным из-за того, что льготные ставки полностью исключены из соответствующих соглашений об избежании двойного налогообложения.