Материал раздела Основной
Дина Акимова

Топ-менеджеру больше не нужен профильный опыт. На что смотрят при найме

Главная тенденция в привлечении топ-менеджеров — борьба за таланты вне рамок отраслей и зачастую в глобальном масштабе. Компании ищут нужные компетенции и ценности, а локализация и бэкграунд отходят на второй план, считает Дина Акимова («Boyden Россия»)
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Переход руководителей из одних отраслей в другие — не самая свежая, но бурно развивающаяся тенденция. Для топ-менеджера в принципе управленческие компетенции: стратегическое мышление, умение управлять командой, системность, инновационность — гораздо важнее, чем знание отраслевой специфики.

Подразумевается, что если ты дорос до уровня высшего руководителя, то ты видишь все те же самые процессы через призму своей квалификации и тебе несложно перейти в другую область. Наоборот, менеджер с другим опытом способен обогатить компанию своим видением, трансформировать и развить новую функцию или проект.

Выход за рамки

Более продвинутые и открытые сферы — FMCG, ИT и телеком, ретейл, консалтинг — поняли это раньше других. А вот такие консервативные отрасли, как нефтегаз, энергетика, строительство, машиностроение, транспорт, фарма, долгое время оставались закрытыми для кандидатов с другим бэкграундом. Но сейчас и эти бастионы пали.

Кейсы межотраслевых переходов последних лет, которые первыми приходят на ум:

  • нефтехимический холдинг «Сибур» в 2021 году нанял нескольких руководителей по инновациям и развитию бизнеса, которые до этого работали в фарме и FMCG. Должность директора по инновациям, исследованиям и разработкам занял Георг Висмайер, работавший до этого в Bayer, а советником управленческой команды закупок и логистики стал Адам Вельгош — среди предыдущих его мест работы PepsiCo, Danone и Mars;
  • пример хантинга из телекома: российская фармкомпания Valenta в 2020 году пригласила на должность директора по маркетингу и продажам Снежану Черногорцеву из «МегаФона»;
  • Павел Пермяков, ранее коммерческий директор и президент самолетного сегмента «ЮТэйр», в июле этого года возглавил бизнес-направление агрохолдинга «Русагро», специализирующееся на производстве сахара.

Я за последнее время столкнулась с переходом топ-менеджера:

  • из медиа в крупнейший российский металлургический холдинг. Перед специалистом поставили задачу создать b2b-маркетплейс;
  • из телеком-оператора в промышленную группу, задача — совершенствовать клиентский опыт;
  • из крупной нефтегазовой компании в сталелитейную, чтобы руководить отделом продаж.

У самих руководителей тоже есть запрос на переход в другие отрасли. Сейчас средний возраст российских топ-менеджеров — 40–45 лет. Впереди у них много времени, чтобы сменить сферу деятельности и попробовать себя в чем-то новом. Карьерные траектории удлиняются и перестают быть вертикально направленными. Они становятся более горизонтальными и извилистыми. Такой подход позволяет топ-менеджеру не проводить многие годы, упершись головой в потолок, и дает ощущение более полноценного бизнес-существования.

Поэтому практика межотраслевого найма будет расширяться. И в случае, когда выбор становится более широким, а запросы на навыки и личные качества руководителя — более специфичными, компании и кандидаты будут искать друг друга, опираясь прежде всего на совпадение культур и ценностей.

Трудный диалог: как вести сложные коммуникации в команде
Интенсивы 3 дня

Наем по ценностям: что компании ищут в кандидатах