Материал раздела Основной

Как оценить эффект от цифровизации бизнеса — чек-лист

Многие компании заявляют о том, что проводят цифровизацию в рамках разработанной стратегии. Но на деле оказывается, что это либо делается для галочки, либо на волне хайпа. Как избежать ошибок и измерить ценность цифровизации, знает Елена Волкова (Dipa)

В рамках исследования KPMG «Цифровые технологии в российских компаниях» свыше 60% респондентов заявили о наличии у них программы цифровой трансформации. Однако на практике это зачастую просто краткосрочные пилотные проекты, а не полноценная стратегия на условные десять лет. В основном программы связаны с big data и аналитикой, чат-ботами и автоматизацией офисных процессов. Это цифры 2019 года, однако в 2021-м они особо не изменились, хотя пандемия и повлияла на российский бизнес.

Неудачи с цифровизацией, как правило, связаны с тем, что проводят ее совсем не в рамках какой-либо четкой стратегии. Зачастую это либо хайп, когда компания хочет «взлететь» прямо сейчас, не думая о долгосрочной перспективе, либо фейк, когда все делается для галочки, например, по требованию начальства или потому, что так модно. Второй вариант часто встречается в госкомпаниях, где выделен определенный бюджет на внедрение каких-то инструментов и его надо обязательно потратить. Получается задача без определенной цели, без понимания, что именно нужно, без времени на анализ. Речь о том, чтобы срочно внедрить какой-то цифровой инструмент, а не сделать эффективней бизнес-процессы.

Похожая история и с хайпом — компании часто внедряют инструменты, о которых все говорят в конкретный момент и которые должны помочь бизнесу обрести большую популярность. Например, такая история была с чат-ботами несколько лет назад. Когда мы только начинали разрабатывать свою платформу, один известный консультант по диджитализации так нам и сказал: чат-боты сейчас — это хайп, которым многие стараются воспользоваться. Компании-создатели делают сумасшедшие продажи, остальные стараются как можно быстрее внедрить этот инструмент. Особенно банки, решившие, что у них обязательно должен быть чат-бот. А потом все понимают, что на самом деле это не такая уж и эффективная вещь, начинают замечать недостатки. Оказывается, что популярность продукта раздута на пустом месте. При этом хороший чат-бот может быть эффективен и поднимать многие показатели компании. Однако для этого его нужно очень мощно проработать, а на хайпе компании старались просто поставить хоть какой-нибудь, чтобы быть в тренде.

Принципы успешной цифровизации