Материал раздела Основной

Проверьте, купит ли Apple, Google, «Сбер» или «Яндекс» ваш стартап

Больше половины стартапов в мире создаются с тем, чтобы продать проект крупной компании. О том, как найти покупателя и убедить его в выгодности приобретения, как подготовиться к сделке, рассказывает Анатолий Валетов («Московский инновационный кластер»)
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Сколько стартапов покупают корпорации

По данным SVB Financial Group, долгосрочной целью половины стартапов является продажа проекта. При этом выход на IPO или сохранение полного контроля над компанией рассматривают всего 20 и 18% основателей соответственно.

Настроения фаундеров понять можно: выход на IPO требует куда больше усилий и времени, чем прямая продажа. В первом случае убеждать в своей ценности необходимо весь рынок, во втором — одну компанию, работающую, как правило, в той же отрасли. К тому же потенциальных покупателей довольно много, подобные сделки сейчас в тренде.

Новое большое исследование Washington Post охватывает лишь «Большую четверку» — Amazon, Apple, Facebook (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ) и Google, — но каждая из них за свою историю поглотила более сотни компаний. Больше других, конечно, отличилась Google, за 20 лет купившая почти 270 стартапов. Тенденция прослеживается и среди прочих крупных компаний, в том числе российских. Среди наиболее активных покупателей можно отметить Mail.ru Group, «Яндекс», «Сбер», МТС и 1С.

Финансовая грамотность: как эффективно управлять своими деньгами
Интенсивы 7 дней

Зачем компании покупают стартапы

Основных причин не так уж много.

Одна из них — обогащение своего сервиса вашим предложением. Как правило, у крупных компаний имеется большая аудитория клиентов, которую надо поддерживать и растить. Технология или изобретение, лежащие в основе стартапа, могут дополнить портфель услуг корпорации и тем самым улучшить обслуживание имеющихся потребителей или привлечь новых. Так, в декабре 2020 года Avito приобрела за 500 млн руб. 25% рекрутингового стартапа GigAnt, участника конкурса Social Tech Challenge 2020, который теперь станет частью вертикали сервисов «Avito Работа».