Материал раздела Здоровье
Александра Прицкер

Как мы откладываем жизнь на потом и можно ли выйти из этого тупика

Что такое синдром отложенной жизни, чем он опасен, как приводит к ангедонии, когда уже невозможно ощущать удовольствие ни от чего, можно ли выйти из этого состояния и как, разъясняет психолог Александра Прицкер
Фото: Pexels
Фото: Pexels

Это материал раздела «Здоровье» о научном подходе к личной эффективности, осознанности и ЗОЖ. Каждую неделю развенчиваем популярные мифы о человеческом организме и делимся полезными привычками известных CEO и бизнесменов. Подробнее о том, что вас ждет в разделе, читайте здесь.

Обычно эскиз нас самих под условным названием «идеальный я» намного лучше реального человека. В этом эскизе мы сильнее, энергичнее, стройнее, находимся на качественно другом уровне развития в карьере и социальной жизни. Как правило, мы знаем, что нужно исправить, чтобы стать лучше: пойти на учебу, заняться спортом, сделать одно, не делать другого, уделить внимание третьему, игнорировать четвертое. Но ставим это на стоп, потому что «мне нехорошо», «я бы с радостью, но внешние обстоятельства…», «мне лень, просто не сейчас». Мы откладываем жизнь, регулярно продлевая дедлайны.

Собственная хитрость может нас утомлять и злить, но все равно каждый раз у нас как-то получается договориться с собой и не делать запланированное.

В 1997 году доктор психологических наук Владимир Серкин ввел понятие «синдром отложенной жизни». Кроме прочего, синдром опасен и тем, что в этом состоянии человек игнорирует свои достижения и пребывает в подавленном состоянии из-за ангедонии — невозможности чувствовать удовлетворение от чего угодно.