Материал раздела Основной

Зачем корпорации массово арендуют коворкинги «под себя»

Многие компании в 2021 году хотят арендовать офис, но не вкладываться в его содержание, уборку и ремонт. Спрос диктует предложение. О новом заметном тренде на рынке коммерческой недвижимости рассказала Виктория Задорина (R&B Consulting)
Фото: Jason Alden / Bloomberg
Фото: Jason Alden / Bloomberg

По оценкам экспертов, тренд на переход от традиционных офисов к гибким — один из самых заметных и динамично развивающихся на рынке коммерческой недвижимости. Например, в первом квартале 2021 года в Москве было арендовано в общей сложности 20 тыс. кв. м гибких офисов, что в пять раз больше, чем годом ранее.

Причина таких перемен — переход на удаленный или гибридный формат работы и, как следствие, необходимость по-новому организовывать пространство. Microsoft, Twitter, Amazon, Facebook (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ), «Билайн» и другие крупные компании стали трендсеттерами в этом процессе. Вслед за гигантами от традиционных офисов отказывается средний и малый бизнес.

Часть компаний решили проблему внутри привычных офисов. Например, Mail.ru Group продолжила арендовать бизнес-центр Skylight, но переделала его в «пространства»: зоны со свободной посадкой для дистанционных сотрудников, переговорных кабинетов и площадок для командной работы.

Другие компании стали искать более подходящие площади на рынке аренды, в том числе коворкингов. В результате значительно изменился портрет типичного клиента на этом рынке. Если до 2019 года основная доля арендаторов состояла из небольших компаний, которые воспринимали систему flex-офисов как показатель роста, то теперь в роли арендаторов все чаще выступают большие компании.