Материал раздела Основной

Почему масштабная цифровизация превратится в череду мелких доработок

Во многих компаниях, где цифровые инициативы проводят отдельные бизнес-единицы, наступает переломный момент. Они не могут масштабировать нужные компетенции и встроить их в бизнес-процессы компании. BCG дает пять механизмов, которые помогут это сделать

Давление со стороны стейкхолдеров заставляет компании делать цифровые технологии стандартом ведения бизнеса. Клиенты ждут новых цифровых продуктов и услуг, цифровые аборигены ищут творческую атмосферу и гибкий график работы, а партнеры в глобальной цепочке поставок ожидают безукоризненных цифровых транзакций. Кроме того, цифровизация необходима, чтобы повысить адаптивность организации к изменениям на рынке, подготовиться к появлению подрывных технологий, усовершенствовать системы управления рисками и создавать стоимость для внутренних и внешних заинтересованных сторон.

Три этапа цифровой трансформации

Цифровизация обычно проходит в три этапа.

1. Освоение цифровых технологий

Небольшой круг руководителей оценивает потенциальные программы и запускает пилотные проекты, чтобы доказать их ценность. Эти проекты локализованы в конкретных бизнес-единицах и в основном заключаются в применении отдельных технологий. Создаются agile-команды в ИТ. Они начинают формирование цифровых компетенций. На этом этапе успешные результаты воодушевляют и задают импульс перемен.

2. Профессиональное владение цифровыми технологиями

Задача этого этапа — масштабировать пилотные проекты в рабочие решения.

Программы цифровизации формируют главным образом технологические департаменты. Зачастую их мотивацией служат новые технологические возможности и качественные данные, обеспечивающие agile-разработку. При этом задачи конкретных инициатив не всегда соответствуют потребностям бизнес-единиц.

Инициативы реализуются силами бизнес-единиц, но бюджет и объем работ утверждаются централизованно. Это обеспечивает согласованность подхода в рамках организации. Взаимодействие человека и технологий в создании новых решений обычно ограничено конкретным, зачастую функциональным, направлением.

Формируются межфункциональные команды бизнес + ИТ. Некоторые из цифровых пилотных проектов масштабируются и становятся операционными решениями. Появляются первые успешные проекты, например, в аналитике данных и ИИ.

3. Cтановление бионической компании