Материал раздела Основной

Три законных способа защитить интерфейс — советы юристов

Маркетинг Инструкции Коллегия адвокатов «Delcredere»
Защитить права на веб-интерфейс можно с помощью авторского права, патентного права и права на товарные знаки. Об особенностях каждого из них и ошибках, которых лучше избежать, рассказывают юристы Алла Битарова и Семен Демченко (Delcredere)

Веб-дизайн — мощное маркетинговое оружие. Во многом успех в привлечении клиентов и поддержании конкурентоспособности зависит от того, насколько интерфейс удобен и привлекателен для пользователей. Поэтому веб-дизайн может быть ценным активом компании, а его юридическая защита иметь большое значение для всего бизнеса.

С одной стороны, интерфейс — это внешняя «оболочка», картинка, которую видит пользователь. С другой — это механика взаимодействия между пользователем и сайтом (или приложением). Поэтому он является интересным объектом с точки зрения правового регулирования, а его защита должна носить комплексный характер.

Защита интерфейса с помощью авторского права

Здесь можно выделить три основных объекта защиты:

  • программу,
  • дизайн в целом,
  • дизайн отдельных элементов.

Веб-интерфейс является внутренним представлением в виде объектных кодов. Объектный код отвечает за то, чтобы многочисленные страницы сайта отображались с одинаковым дизайном, но разным содержимым. Он также ответственен за визуальные эффекты и многое другое. С правовой точки зрения этот код является программой для ЭВМ. Программы для ЭВМ в российском законодательстве приравнены к литературным произведениям, а значит, их правовая охрана возникает автоматически. Но здесь есть несколько нюансов.