Материал раздела Основной

Ваши затраты в кризис резко возросли: как защитить прибыль

В кризис компании стремятся защитить прибыль — сокращают ключевых сотрудников, урезают маркетинговые бюджеты и повышают цены для клиентов. Это нельзя делать бездумно. Как составить антикризисный план — рассказывает Инна Авличева (УК «Блохин & партнеры»)

В любой кризис люди начинают готовиться к худшему и урезать расходы. Компании же должны защищать прибыль, а значит убеждать клиентов покупать товары и услуги, отбросив все страхи. Побеждает та компания, что составила антикризисный план задолго до кризиса, а начала реализовывать при первых негативных новостях.

Антикризисный план — это система возвращения предприятию финансовой устойчивости. Он включает максимальное количество стратегий, учитывающих как частные сложности, так и глобальные риски уровня пандемии COVID-19. У каждой компании он свой. Выделю меры по защите прибыли, которые может использовать большинство компаний независимо от направлений деятельности и причин кризиса.

Экономим на спичках и не только

Расходы сокращать можно и нужно, но делать это стоит с умом. Хороший вариант — использование ABC-категоризации, которая подразумевает ранжирование расходов по степени важности:

  • категория А — обязательные расходы, перенос которых приведет к потере клиентов, поставщиков, ценных сотрудников: например, нельзя работать без материалов, товаров, связи и ключевых сотрудников;
  • категория В — расходы, которые можно отложить, но позднее придется заплатить больше: например, затраты на планово-предупредительный ремонт техники;
  • категория С — расходы, которые можно сократить или временно отложить без последствий для бизнеса и контрагентов. Сюда относятся расходы на поддержание статуса — переезд в менее дорогой офис либо отказ от излишних площадей, сдача их в субаренду, снижение расходов на служебный транспорт — замена автомобилей бизнес-класса на эконом-вариант; устранение потерь на производстве и в офисах — экономия топлива, электроэнергии, материалов, расходов на содержание офиса; отказ от дорогих привычек — подписки на справочные сервисы, Office и другое программное обеспечение (за исключением узкоспециализированного) замените на бесплатные аналоги без потери качества.

При таком подходе легче избежать типичных ошибок оптимизации. Порой, чтобы добиться успеха в ситуации кризиса, расходы категории А стоит увеличить. Вот меры, которые могут принести серьезную экономию:

1. Переговорите со своими поставщиками.

Для сохранения постоянных клиентов поставщики могут согласиться пойти на снижение цен, предоставление отсрочки платежей или скидки за опт. Если они не идут на уступки, рассмотрите вопрос о поиске новых поставщиков.