Материал раздела Основной

Шопинг-ассистенты в тени: почему китайские челночники лишились доходов

Китайские челночники, известные как дайгоу, отлично зарабатывали до пандемии на товарах, привезенных из-за границы. Коронавирус поставил крест на этом бизнесе, что негативно сказалось и на продажах ряда компаний. Теперь бренды учатся выживать без дайгоу
Фото: Bloomberg Businessweek
Фото: Bloomberg Businessweek

Домохозяйка из Шэньчжэня Вивиан Ли еженедельно оставляла ребенка с мужем и отправлялась в Гонконг или Токио с двумя пустыми чемоданами. Там она наполняла их кремами для век Lancôme, шампунями Pola, сумками Louis Vuitton и другими товарами, которые в Китае были либо намного дороже, либо просто недоступны, — иногда продукты, которые знаменитости порекомендовали в Интернете, буквально сметали с полок магазинов. По возвращении домой Ли отправляла товары экспресс-доставкой клиентам, которые и нанимали ее для шопинг-туризма. Работа в качестве персонального ассистента по покупкам, или дайгоу (как их прозвали в Поднебесной), была прибыльной для 28-летней Ли, которая зарабатывала на подобных путешествиях более $4,6 тыс. в месяц.

Армия суррогатных покупателей с серого рынка уже давно стала неотъемлемой частью розничной торговли Китая. Этот сектор обслуживает потребителей, жаждущих товаров, которых нет в наличии или которые стоят гораздо больше на местном рынке. Правительство пыталось пресечь деятельность дайгоу более строгими таможенными проверками и ослабленными правилами налогообложения для законных каналов международной электронной коммерции. Однако по данным пекинской консалтинговой компании Proresearch, в 2019 году суммарный годовой доход этой индустрии вырос до $40 млрд.