Материал раздела Основной

Президент «Асконы»: голубая мечта каждого маркетплейса — убить розницу

Роман Ершов, президент Askona Life Group, рассказал о том, почему на Западе покупатели ищут товары не в Google, а сразу на Amazon, зачем ретейлеру выходить на маркетплейсы, если они только и мечтают убить розницу, и как не потерпеть там крах
Фото: Mark Makela / Getty Images
Фото: Mark Makela / Getty Images

На Западе есть только Amazon: чем российские маркетплейсы отличаются от западных

В разгар пандемии в России произошел резкий рост онлайн-продаж, на 58,8% больше аналогичного показателя прошлого года. До этого онлайн-торговля развивалась, но более медленными темпами. Во многих же западных странах привычка покупать товары в интернете сложилась задолго до этого, поэтому зарубежный рынок онлайн на сегодняшний день более развитый, чем в России.

Но самое важное отличие — в нашей стране есть несколько крупных игроков, которые борются за лидерство, а на Западе есть только Amazon и более мелкие нишевые маркетплейсы, которые специализируются на одной категории товаров. Значение Amazon на рынке трудно переоценить. Именно он стал драйвером онлайн-продаж и привел к тотальному изменению розничного ландшафта. Можно смело говорить, что из-за него массово закрывались и продолжают закрываться офлайн-магазины в Европе и Америке, сокращаются площади и банкротятся торговые центры.

Разница в уровне развития онлайн-торговли обуславливает разные подходы к работе с поставщиками и производителями. Например, в российских маркетплейсах сейчас представлены далеко не все товарные категории. И когда маркетплейс начинает вводить новые позиции, то делает это пробно, не используя все виды взаимодействия с поставщиками. В Amazon же все принципы уже отработаны, и для каждого случая есть конкретный пакет договоров, несколько типов доставки и прочие сопутствующие истории.

Еще одно важное отличие наших маркетплейсов от Amazon — стратегическая задача.